Политическая элита Молдавии застыла в напряжении. Президентские выборы намечены на конец года, однако решение вопроса о реформировании действующей Конституции во многом будет зависеть от событий в эти майские дни. А оно в немалой мере окажет влияние на итоги осеннего марафона, победитель которого станет главой республики.
Необходимость реформирования Основного закона страны давно уже назрела и практически ни у кого из местных политических и государственных деятелей не вызывает сомнений. Проблема лишь в том, по какому пути идти реформаторам. В феврале 1999 года Петр Лучинский выступил с инициативой изменения ряда статей Конституции РМ в сторону усиления исполнительной власти (правительственных и президентских структур). Полгода спустя 39 депутатов парламента откликнулись своим, близким по духу президентскому, пакетом предложений по реформированию Основного закона РМ. Практически одновременно еще одна депутатская группа, из 38 парламентариев, выступила с контринициативой. Она предлагала изменить Конституцию РМ путем окончательного превращения Молдавии в сугубо парламентскую республику с сильным правительством и слабым президентом, наделенным ограниченными до минимума представительскими функциями.
С сентября прошлого года к процессу реформирования Конституции РМ подключилась (по инициативе Петра Лучинского) действующая под эгидой Совета Европы Венецианская комиссия, специализирующаяся в сфере проблем государственного устройства и развития демократии.
Была образована смешанная комиссия, в которую вошли три депутата парламента, представляющие основные фракции в нем, три участника обсуждений, делегированные президентской стороной, а также "венецианцы" на правах посредников. Возглавил смешанную комиссию известный в Европе авторитет в вопросах государственного устройства и демократических конституционных преобразований профессор Джорджио Малинверни. Целью этой комиссии стал поиск компромиссного варианта проекта реформирования действующей Конституции.
С самого начала специалисты-правоведы и представители прессы расценивали шансы на успех комиссии как призрачные. Однако за несколько месяцев кропотливой работы члены смешанной комиссии сумели, по словам одного из ее участников, советника президента РМ Михая Петраке, путем консенсуса согласовать примерно две трети основополагающих положений компромиссного варианта. После чего обсуждение зашло в тупик. Камнем преткновения стали две принципиальные позиции, связанные с формированием правительства, усилением его роли и ответственности, а также с изменением действующей партийно-списочной избирательной системы на смешанную. Президентская сторона предлагает 70% депутатов парламента РМ избирать по мажоритарной модели и только 30% по ныне действующей пропорциональной. У двух членов смешанной комиссии - представителей правоцентристских парламентских фракций - эти положения вызывали стойкую реакцию отторжения. Отношения в смешанной комиссии стали напоминать известные поэтические строки "в одну упряжку впрячь не можно коня и трепетную лань". Ситуация осложнилась тем, что лидеры правоцентристских фракций стали все чаще выступать с призывами прекратить бесполезный поиск компромисса и сконцентрировать усилия на проталкивании через парламент проекта 38 депутатов. Находясь в положении цугцванга, Петр Лучинский вынужден был отправить в начале мая согласованный на 70% проект реформирования Основного закона страны в Конституционный суд РМ. Одновременно президент Молдавии предложил конструктивно использовать последние заседания смешанной комиссии, намеченные на 26 и 27 мая, и попытаться все же выработать полностью согласованный вариант проекта реформирования Конституции.
Политические страсти вокруг реформирования Основного закона РМ были подогреты, по версии Петраке, страсбургским демаршем председателя молдавского парламента (и одновременно одного из главных соискателей президентских регалий) Думитру Дьякова и его коллеги-правоцентриста, участника смешанной комиссии (и по совместительству члена Венецианской комиссии от РМ) Владимира Солонаря. Он, пребывая в командировке по делам Совета Европы, односторонне и по существу превратно информировали руководство Венецианской комиссии о действиях Петра Лучинского, направившего спорный проект в Конституционный суд и якобы выдавшего его за полностью согласованный со всеми членами смешанной комиссии компромиссный вариант. "Венецианцы" были фактически введены в заблуждение. Их возмущение не заставило себя ждать, однако длилось недолго. Члены Венецианской комиссии оперативно выяснили точку зрения в этом вопросе президентской стороны и ограничились сдержанным призывом наложить мораторий на все три проекта реформирования Конституции РМ вплоть до выработки окончательного компромиссного варианта. Что и говорить: благое намерение...
Однако, по мнению г-на Петраке, работа смешанной комиссии не может длиться вечно, тем более если, по утверждению ее участников-правоцентристов, компромисс в трактовке двух основных спорных позиций в принципе невозможен. Эти "непримиримые" представители парламента вкупе с его спикером используют призыв к мораторию и продолжению поиска компромиссного варианта фактически в сугубо предвыборных целях. Их маневр рассчитан на одно чрезвычайно важное обстоятельство - не позволить сторонникам Петра Лучинского провести республиканский референдум с целью реформировать действующую Конституцию РМ до президентских выборов или одновременно с ними. В противном случае шансы нынешнего главы государства на переизбрание значительно повышаются. А это не отвечает планам правоцентристов, основных оппонентов Лучинского на предстоящих президентских выборах.
В непростой, запутанной ситуации оказалась самая многочисленная фракция в молдавском парламенте - депутаты партии коммунистов во главе с их лидером Владимиром Ворониным (одним из реальных претендентов на победу в президентских выборах). От ее позиции зависит внутрипартийный расклад сил и прохождение (или, наоборот, блокирование) различных конституционно-реформарторских инициатив. Молдавские левые не спешат с принятием окончательного решения.