НА УКРАИНЕ начался процесс имплементации решений недавнего всенародного референдума. Похоже, с этого момента дан старт очередному политическому кризису, который может быть спровоцирован новым усложнением отношений между парламентом и президентом. Верховная Рада на днях рассмотрела направленный Леонидом Кучмой законопроект об изменении Конституции в соответствии с выраженным на референдуме мнением народа. Рассмотрение этого документа в парламенте должно было стать почти формальностью, поскольку от Верховной Рады в данном случае требовалось только лишь направить указанный документ для экспертной оценки в Конституционный суд. Последний, согласно украинскому законодательству, должен был определить, не ограничивают ли предлагаемые поправки права и свободы граждан, а также - не угрожают ли они суверенитету и независимости Украины.
Принятие конкретных решений о внесении изменений в Основной закон возможно лишь после положительного решения КС. Однако депутаты, которые уже не раз в этом году в важнейших вопросах (утверждение предложенного президентом состава Кабинета министров, принятие бюджета и программы правительства) демонстрировали свое крайне лояльное отношение к президенту и его идеям, неожиданно выступили против президентского варианта поправок к Конституции. За направление президентского законопроекта в КС проголосовали только 174 депутата. А 304 парламентария поддержали альтернативный проект, разработанный оппозицией. Фактически такой результат засвидетельствовал, что большинство в Верховной Раде является оппозиционным по отношению к президенту, а у Леонида Кучмы вопреки распространенному в украинских политических кругах мнению нет возможностей влиять на решения Верховной Рады в вопросах, касающихся, в частности, распределения властных полномочий.
КС, получив два законопроекта, скорее всего сочтет конституционными оба. Правда, затем инициатива перейдет полностью в руки депутатов, ибо только Верховная Рада имеет конституционное право вносить поправки в Основной закон. Парламентарии, судя по всему, не намерены поддерживать предложения президента. Уже сегодня они мотивируют создание альтернативного законопроекта тем, что Леонид Кучма в своем документе учел три из четырех пожеланий народа. Президент предусмотрел сокращение численности Верховной Рады с 450 до 300 депутатов, лишение народных избранников так называемой депутатской неприкосновенности, а также право президента распускать Верховную Раду в случае, если она не способна сформировать большинство или утвердить в положенные сроки госбюджет. О двухпалатном парламенте, в поддержку которого высказался народ, в президентском проекте нет ни слова. Леонид Кучма считает, что этот вопрос должна изучать специальная структура, которая, по мнению президента, может предложить свои варианты столь радикального изменения системы власти как бы на втором этапе конституционных изменений. Когда это случится - президент не уточнил.
Народные депутаты сочли такое отношение к одному из вопросов референдума неправомочным и предложили свой проект закона, в который комплексно вошли все четыре положительных ответа народа. Интрига свелась к тому, что президентский законопроект в нынешнем его виде (пока не предполагающий создания верхней палаты парламента) действительно мог ограничить права и возможности Верховной Рады. Депутаты же, предусмотрев в своем законопроекте верхнюю палату, умудрились существенно сузить права президента. В частности, право на роспуск парламента не может быть реализовано в том виде, в котором за него проголосовал народ, ибо народ ничего не говорил о верхней палате (сенате), входящей в состав парламента. Кроме того, сенат в отличие от Верховной Рады может возвращать госбюджет на доработку хоть сто раз подряд, не опасаясь роспуска, поскольку народ не предоставлял президенту права распускать верхнюю палату. Сенату же депутаты намерены предоставить право подписывать и вводить в действие те законы, которые (после утверждения нижней палатой парламента) не были в течение 15 дней подписаны президентом или возвращены им в парламент с предложениями об уточнениях и поправках.
В альтернативном законопроекте предусмотрена даже такая норма, как право парламента формировать коалиционное правительство. При этом авторы депутатского законопроекта уверяют, что будущая верхняя палата парламента будет формироваться на выборах в регионах, а не по принципу представления в ней назначенных президентом региональных чиновников. Таким образом, полномочия и возможности президента могут быть существенно урезаны. Правда, для этого рассматриваемый законопроект о поправках в Конституцию должен будет пройти утверждение в парламенте.
По мнению политологов, еще рано говорить о том, какие поправки и когда будут внесены в украинскую Конституцию. Несомненно только то, что нынешний этап подковерных конфликтов между исполнительной и законодательной властью на Украине рано или поздно выльется в открытое жесткое противостояние.
Киев