0
930
Газета СНГ Интернет-версия

17.05.2000 00:00:00

Ушли ли узбекские боевики из Припамирья?

Тэги: Узбекистан, Таджикистан, террорист, талиб


Лидеры стран Центральной Азии сегодня серьезно озабочены проблемами международного терроризма.

КАК ИЗВЕСТНО, в Ташкенте в апреле состоялась встреча лидеров Центральноазиатских стран, на которой была выработана концепция борьбы с религиозным экстремизмом и международным терроризмом, а также обсуждены вопросы борьбы с незаконными бандформированиями. В числе первых активные действия в этом направлении предприняло правительство Таджикистана. В частности, на днях секретарь Совбеза Амиркул Азимов, министр по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне Мирзо Зиеев и лидер Объединенной таджикской оппозиции Саид Абдулло Нури провели переговоры с командиром незаконного вооруженного отряда Джумой Намонгани, подразделение которого уже долгое время находится на территории Таджикистана. В результате переговоров отряд Намонгани покинул Таджикистан и ушел на территорию Афганистана.

Когда в Таджикистане было заключено соглашение о мире и начался процесс реинтеграции вооруженных отрядов в ряды национальной армии, Джума Намонгани оказался не у дел. Правительство Рахмонова неоднократно пыталось избавиться от него, однако таджикские оппозиционеры долгое время укрывали отряды Намонгани, а лидер ОТО Нури называл его братом и своим гостем, таким образом предотвратив попытку вытеснить его из страны силой.

Первая попытка уговорить Намонгани уйти из Таджикистана была предпринята летом прошлого года. Этому предшествовал теракт в Ташкенте, после которого на территорию Таджикистана прибыло около 2 тыс. беженцев, среди которых были как узбекские оппозиционеры, так и их родственники. Беженцев неоднократно пытались выдворить за пределы республики. Посол Узбекистана в Душанбе заявлял, что те, кто не причастен к теракту, могут вернуться в Узбекистан. Однако беженцы и боевики возвращаться не захотели. В это время группировка Джумы Намонгани входила в крайне радикальное военно-политическое Исламское движение Узбекистана (ИДУ), лидер которого Тахир Юлдош сейчас находится в Турции. Как Намонгани, так и Юлдоша правительство Узбекистана объявило в розыск. После того как беженцы и отряды боевиков отказались покинуть Таджикистан, был разыгран маленький спектакль. Секретарь совбеза Амиркул Азимов, заявил, что все они ушли. На самом деле ушли всего несколько десятков человек.

Лидер ИДУ Тахир Юлдош неоднократно заявлял, что он и его соратники намереваются уйти на родину, "если не найдем места для проживания в Таджикистане. У нас есть одна родина - Узбекистан". Между тем Тахир Юлдош отрицает тот факт, что его люди сотрудничают с талибами, поскольку основная их часть проживает в Афганистане и Пакистане. Он также подчеркивает, что "мы имеем разногласия с режимом Каримова, но не с соседними странами. И эти проблемы мы будем решать так же, как это делает ташкентский режим, то есть вооруженным путем", - сказал Тахир Юлдош в интервью Би-би-си. Отвечая на вопрос о том, что после подписания в Ташкенте соглашения о совместной борьбе с терроризмом ему будут противостоять силы не только стран региона, но и других государств, Юлдош сказал: "Подобных соглашений существует множество, однако все они не имеют под собой базы. Они никогда не могли противостоять моджахедам. Такой же будет судьба и этого соглашения".

Между тем в результате переговоров между правительством Таджикистана и Намонгани его отряд покинул место дислокации в Припамирье и проследовал через Душанбе к таджикско-афганской границе. По сообщению источника в силовых структурах, моджахеды в количестве 750 человек переправлены в афганскую провинцию Кундуз, контролируемую талибами. Однако талибы неоднократно заявляли, что, поскольку Намонгани объявлен международным террористом, ему нет места на афганской земле. Правительственные чиновники заявляют, что на территории Таджикистана больше нет боевиков и беженцев - граждан Узбекистана. Но, как удалось выяснить корреспонденту "НГ", их там все еще около 2 тысяч. Более того, некоторые наблюдатели склонны считать, что и отряд Джумы Намонгани все еще остается в горах Таджикистана. Некоторые наблюдатели полагают, что это не исключено и даже может быть результатом негласной договоренности между властями и полевым командиром. Дело в том, что пребывание отряда Намонгани в Таджикистане расценивается в определенных кругах в качестве своего рода противовеса подразделению таджикского оппонента официальной власти Махмуда Худойбердыева, который вместе со своими сторонниками скрывается на узбекской территории. Кстати, в том, что Намонгани действительно покинул страну, сомневаются не только в Душанбе, но и в соседней Киргизии. Бишкек укрепляет границы, чтобы избежать вторжения людей Намонгани, подобно тому как это уже было в августе прошлого года. Симптоматично, что в рамках выполнения договоренности, достигнутых в ходе упомянутого саммита руководителей стран региона, на днях в Бишкек прибыл глава Центрального командования США генерал Энтони Зинни. Он намерен ознакомиться с боеготовностью подразделений вооруженных сил республики, дислоцированных на границах с Таджикистаном и Узбекистаном.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Глобалисты надеются затормозить фрагментацию планетарной экономики

Глобалисты надеются затормозить фрагментацию планетарной экономики

Михаил Сергеев

Мир погружается в период недоверия, непредсказуемости и нестабильности

0
1296
Дискуссии о пенсионном возрасте возобновились

Дискуссии о пенсионном возрасте возобновились

Анастасия Башкатова

Из-за инфляции в 2025 году не обойтись без дополнительной индексации выплат

0
1760
В России сохраняется высокий уровень эксплуатации рабочих

В России сохраняется высокий уровень эксплуатации рабочих

Ольга Соловьева

Дефицит кадров в промышленности предлагают устранить увеличением налогов для самозанятых

0
2216
Человека все равно жалко

Человека все равно жалко

Евгений Лесин

Новый поэтический сборник Андрея Чемоданова можно не только читать, но и слушать

0
1165

Другие новости