СЕВЕРНЫЙ Кавказ превратился в одну из болевых точек российской политики, причем не только внутренней, но и внешней. Не будет преувеличением утверждать, что от исхода новой чеченской войны, от развития событий в этом регионе во многом зависит судьба российской государственности. При этом необходимо сознавать, что единственную прочную основу политики Москвы на Кавказе может составить лишь поддержка населяющих его народов. К сожалению, еще не так давно об этой поддержке говорить не приходилось. На российском Кавказе нарастало и усиливалось отторжение от федерального Центра, вызванное многочисленными ошибками, а порою и откровенными глупостями его политики. В последнее время отношение северокавказских народов к Москве стало постепенно меняться к лучшему. Главная причина тому не столько резкое "поумнение" федерального руководства и многочисленного российского чиновничества, сколько пришедшее понимание того, что слабость России, ее отсутствие на Кавказе чреваты тотальной дестабилизацией региона и втягиванием его в воронку братоубийственного кровопролития. Даже самая плохая власть лучше ее отсутствия: народы Дагестана вполне могли убедиться в этом на собственном опыте во время недавнего нападения на республику чеченских боевиков. Нельзя сбрасывать со счетов ни длительный опыт совместного исторического проживания, ни плотную интеграцию Кавказа в российскую экономику, ни, наконец, финансовую зависимость северокавказских республик от федерального бюджета. И все же не оставляет чувство, что для некоторых северокавказских (и не только) народов ориентация на Россию - следствие именно финансово-экономических причин и негативного опыта последних лет.
Тем не менее на Северном Кавказе живут народы, которые ни разу не давали повода усомниться в сделанном ими историческом выборе, чья безусловная лояльность к России никогда не вызывала сомнений. Один из них - осетины, волею судьбы и политических обстоятельств оказавшиеся в положении разделенного народа. Неподдельное уважение и восхищение вызывает позиция Южной Осетии, находящейся вне российских границ, но являющейся последовательным и искренним союзником России. Достаточно напомнить, что эта республика не вышла из рублевой зоны, хотя официальный Тбилиси обещал ей за это кисельные реки и молочные берега. Во время первой и второй чеченских войн маленькая горская республика, безусловно, выступала на стороне России. Неудивительно, что чеченские боевики, эвакуирующиеся в Грузию, не прочь предложить режиму Шеварднадзе помощь в борьбе с "мятежниками".
Дружеское отношение со стороны Южной Осетии тем более ценно, что оно абсолютно бескорыстно и не стоит России по большому счету почти ничего. По крайней мере текущие платежи за электроэнергию республика осуществляет в срок. (В самой России это изрядная редкость.) Экономическая ситуация в Южной Осетии тяжелая, хотя в последнее время наметились сдвиги к лучшему. Надо отдать должное руководству республики в том, что оно не ждет от России подачек и не вымогает денег. В Южной Осетии прекрасно отдают себе отчет в принципиально важной вещи - судьба республики находится в руках ее собственных граждан, извне ничего нельзя ни изменить, ни навязать. Прежде всего она нуждается в квалифицированных кадрах, в экспертной помощи и, конечно, в том, чтобы ей не мешали свободно жить и развиваться. России вполне под силу. подготовить в московских вузах несколько десятков нужных Южной Осетии специалистов и оказать экспертную поддержку в подготовке программ экономического развития, в восстановлении социальной сферы, наконец, в налаживании нормальной жизни. Назвать это вмешательством во внутренние дела Грузии никак нельзя - речь идет о гуманитарной помощи, оказываемой народу, значительная часть которого проживает на территории РФ.
Да и вообще поддержка Россией Южной Осетии имеет смысл именно в контексте далеко не идиллических российско-грузинских отношений. Грузия не может (или не хочет) помешать чеченским боевикам беспрепятственно пересекать свою границу; при попустительстве официальных властей Ахметский район Грузии давно уже превратился в фактическую вотчину чеченских бандитов. Внешнюю политику Грузии вряд ли можно назвать дружественной по отношению к России. Надо полагать, что активное участие РФ в судьбе Южной Осетии заставило бы грузинский официоз с большим вниманием и уважением относиться к законным и естественным интересам России на Северном Кавказе. Южная Осетия слишком мала, чтобы ее всерьез брать в расчет? Но как раз это прекрасная возможность показать, что в российской политике превыше всего ценятся честь и верность. А здесь нет и не может быть малых величин.