АРМЕНИЯ продолжает удивлять неожиданным развитием внутриполитических процессов. Одной из таких неожиданностей стало назначение на пост премьер-министра лидера Республиканской партии 49-летнего Андраника Маргаряна. После недавнего отстранения от должности главы правительства Арама Саркисяна, который был ставленником оппонирующего президенту парламентского блока "Единство", в котором ведущую роль играют именно республиканцы, казалось, что затянувшееся противостояние ветвей власти в Ереване завершилось убедительной победой главы государства. Тем более что одновременно с Саркисяном был отправлен в отставку и министр обороны генерал Арутюнян, разногласия которого с Робертом Кочаряном, равно как и симпатии к его оппонентам также ни для кого не были секретом. Большинство местных наблюдателей сходилось во мнении, что, внеся раскол в ряды своих противников и лишив их опоры в исполнительных структурах власти, президент назначит "технического" премьера. Ведь, кроме всего прочего, опыт последних лет свидетельствует, что нахождение во главе кабинета Армении премьера-политика неизбежно приводило к потрясениям той или иной интенсивности.
Поэтому возвышение Андраника Маргаряна, достаточно известного диссидента советских времен, никогда дотоле не работавшего в правительственных структурах, для многих стало неожиданностью. Заговорили и о том, что казавшаяся бесспорной победа президента, наверное, не столь абсолютна, и Роберт Кочарян, по-видимому, все еще вынужден всерьез считаться с оппозицией в Национальном собрании и особенно - вне парламента.
Подобная трактовка событий, однако, не учитывает, что расклад политических сил в стране за последнее время ощутимо изменился. Во-первых, блок "Единство", в который входят Республиканская и Народная партии, уже отнюдь не столь монолитен, как ранее. Народники явно пытаются вести в парламенте собственную партию, причем существует подозрение, что разыгрывают они ее по нотам, "написанным" в президентском дворце. Это обстоятельство явно встревожило республиканцев, умеренное крыло которых также стало, насколько можно судить, искать контакты и взаимопонимание с верховной властью. Кстати, подписав указ о назначении Андраника Маргаряна премьер-министром, Роберт Кочарян заявил, что отныне ответственность за работу правительства в равной мере ложится и на Республиканскую партию, и на самого президента. В бытность премьером Арама Саркисяна, равно как и его старшего брата Вазгена, погибшего в результате теракта в парламенте, глава государства от подобных заявлений воздерживался.
Сближение руководства Республиканской партии с Робертом Кочаряном и поддерживающими его силами стало причиной резкого охлаждения отношений между республиканцами и авторитетным союзом ветеранов карабахской войны "Еркрапа". Ветераны не стали скрывать своего разочарования подобным оборотом событий и на возвышение Маргаряна отреагировали весьма прохладно. Руководители "Еркрапа", мягко говоря, удивлены, что Республиканская партия, являющаяся "политическим крылом" союза ветеранов, принимает решения, никак с "Еркрапа" не согласованные. Впрочем, выдвижение г-на Маргаряна республиканцы не согласовали и со своими товарищами по блоку, членами Народной партии.
Все это свидетельствует, что раскол в рядах политических оппонентов Роберта Кочаряна продолжает нарастать. Очередным проявлением этого процесса стала попытка сформировать ветеранскую организацию, альтернативную "Еркрапа". С такой инициативой выступил недавно генерал Аркадий Тер-Тадевосян, которого хорошо помнят как одного из видных организаторов карабахской обороны на начальном этапе армяно-азербайджанского противостояния. Под его командованием, в частности, карабахская армия взяла в 1992 г. город-крепость Шуши, что во многом предопределило исход силового противостояния. Генерал объявил о создании организации "Ветераны освободительной борьбы", которая, по его словам, должна быть вне политики, а ее основной задачей должна явиться "стабилизация ситуации в стране, консолидация здоровых сил, забота о ветеранах". Несмотря на то что генерал Тер-Тадевосян опроверг предположения о том, что возглавляемая им организация создается в качестве противовеса "Еркрапа", это, кажется, мало кого убедило. Более того, на днях дом, в котором проживает генерал, подвергся обстрелу. К счастью, никто не пострадал.
Симптоматично, что сумбур во внутриполитической жизни, сопровождаемый ослаблением экономического потенциала страны и возрастанием социальной напряженности, послужил причиной некоторого повышения рейтинга тех сил, которые принято считать сторонниками прежнего президента Левона Тер-Петросяна. Недавно они объединились в Союз правых сил, в конце прошлой недели провели в Ереване митинг, собравший, по разным оценкам, от двух до трех тысяч участников. Еще полгода назад о подобной массовости и речи быть не могло, попытки "бывших" возбудить общественность находили отклик в лучшем случае у полусотни случайных прохожих. Сегодня, по-видимому, отношение к прежней власти начинает меняться. Участники митинга подвергли резкой критике внешнюю и внутреннюю политику властей и потребовали отставки президента. Было решено сделать такие митинги регулярными.
Все происходящее свидетельствует, что о полной стабилизации в Армении говорить пока слишком рано. Все попытки решать существующие проблемы путем выработки компромиссных решений приводят к тому, что число недовольных, не получивших от очередного компромисса ожидаемых политических дивидендов, лишь возрастает. Интересно, что этот процесс развивается параллельно процессу дробления некогда монолитной антикочаряновской оппозиции. Но ее ослабление пока не ведет к сокращению числа оппозиционеров, явно пытающихся сформировать новую парадигму противостояния главе государства.