ВОСЕМНАДЦАТОГО-девятнадцатого мая состоится визит в Ташкент президента России. Между тем совсем недавно, в декабре прошлого года, будучи главой правительства РФ, Владимир Путин уже посещал эту страну. Чем объяснить такую активность российского руководителя?
Узбекистан принадлежит к числу государств, где с большим удовлетворением восприняли итоги недавних выборов президента России. Именно с личностью Владимира Путина официальный Ташкент связывает свои надежды на улучшение отношений с северным соседом, в котором видит своего главного стратегического партнера.
Это стало совершенно очевидным после весьма прохладного приема, оказанного в прошлом месяце в Ташкенте госсекретарю США Мадлен Олбрайт. Главе американского дипломатического ведомства недвусмысленно дали понять, что даже ради укрепления партнерства с Америкой Узбекистан не собирается уступать многочисленным рекомендациям и указаниям Вашингтона, требующего внести значительные коррективы в политику страны. Вежливо, но весьма твердо госсекретарю США дали понять, что Узбекистан не намерен безоговорочно выполнять американские "команды".
Едва ли проявление такой твердости в момент, когда как никогда нужна опора на "сильного союзника", было бы возможно, не знай Узбекистан, что за его спиной стоит Россия, обещаниям которой можно верить. Точнее, обещаниям, данным Владимиром Путиным лично узбекскому президенту Исламу Каримову. Об их содержании можно судить по тем заявлениям, которые были сделаны президентами двух стран после завершения переговоров.
Ислам Каримов, в частности, отметил: "Мы признаем интересы России в Средней Азии и, в свою очередь, заинтересованы в стабильности, безопасности и территориальной целостности России. Чтобы сохранить мир и спокойствие в нашем регионе, мы опираемся на помощь России, особенно в борьбе с ползучей экспансией экстремизма и терроризма. Мы убеждены, что помощь России, ее присутствие в нашем регионе позволят дать отпор этой ползучей экспансии".
Владимир Путин поддержал своего коллегу: "Так же, как и руководство Узбекистана, мы обеспокоены проявлениями экстремизма и терроризма и готовы совместными усилиями поставить барьер на пути этому злу, ибо спокойствие и стабильность Узбекистана, региона в целом, это не просто сфера интересов Российской Федерации, в этом кровно заинтересована Россия. Мы будем делать все от нас зависящее, чтобы обеспечить те рубежи в наших отношениях в области безопасности, на которые мы сегодня с президентом Каримовым вышли".
Угроза, исходящая от религиозного экстремизма и международного терроризма Центральной Азии, действительно велика. Данные спецслужб и Узбекистана, и России свидетельствует, что нападения террористических банд, прошедших выучку в афганских и пакистанских военных лагерях, следует ожидать уже во второй половине лета, когда горные тропы освободятся от снега и перевалы станут проходимыми. Несомненно, банды эти будут более многочисленными и более организованными, нежели осенью прошлого года, когда они были остановлены киргизской армией в Баткенском районе. Тогда боевикам так и не удалось спуститься в Ферганскую долину, где они планируют заложить ядро будущего нового исламского государства.
До возможного нападения религиозных фанатиков и их наемников остается все меньше времени. Лидеры центральноазиатских государств - Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана, - забыв о старых обидах, спешно собрались во второй половине апреля в Ташкенте, чтобы подписать Соглашение о совместных действиях по борьбе с терроризмом, политическим и религиозным экстремизмом, транснациональной организованной преступностью и иными угрозами стабильности и безопасности. Это соглашение предусматривает объединение усилий в борьбе с любой внешней угрозой. Данный документ послужит важной правовой основой для всех совместных военных действий государств Центральной Азии.
Какое место в военных операциях на территории Центральной Азии отводится России? В чем конкретно будет заключаться российская помощь Ташкенту? И что в обмен на это хотела бы получить от Узбекистана Москва? Нет никаких сомнений, что именно эти вопросы будут обсуждаться во время предстоящей встречи лидеров обоих государств.
Ташкент