Глава миссии ОБСЕ в Молдавии Вильям Хилл счел обнадеживающим заявление председателя комитета Госдумы Российской Федерации Бориса Пастухова о том, что, хотя технически вывезти вооружения и боеприпасы находящейся в Приднестровье Оперативной группы российских войск в условленные сроки очень сложно, российская сторона будет стремиться это сделать. Именно так г-н Пастухов, который возглавлял побывавшую недавно в Кишиневе и Тирасполе миротворческую группу межпарламентской ассамблеи СНГ, прокомментировал перспективы выполнения Россией обязательств, взятых на Стамбульском саммите ОБСЕ. Он подчеркнул, что производить вывод подразделений оперативной группы необходимо синхронно с процессом урегулирования приднестровского конфликта, дабы не допустить каких-либо негативных последствий.
Вильям Хилл напомнил, что государства - члены ОБСЕ уже выразили готовность поучаствовать в финансировании процесса вывоза и утилизации боеприпасов, для чего осенью прошлого года был создан специальный фонд. Через него планируется выделить несколько миллионов долларов, но, разумеется, под представленные конкретные проекты и программы, а также графики отгрузки эшелонов. Пока же их отправка тормозится не столько техническими, сколько политическими трудностями. Вопреки известным одесским соглашениям, подписанным в 1998 г., Тирасполь не спешит оказывать содействие вывозу военного имущества РФ. И в результате за прошедший период было отправлено всего три эшелона, уточнил глава миссии ОБСЕ.
Как пояснил "НГ" госсекретарь непризнанной ПМР Валерий Лицкай, одесские договоренности не выполняются из-за отсутствия стабильного механизма их реализации. В частности, отсутствует порядок предоставления компенсации и раздела прибыли за вывезенное, проданное, утилизированное военное имущество. На предстоящей встрече молдавского и приднестровского руководства - первой после затянувшегося полуторагодового перерыва - предстоит обсудить целый перечень накопившихся вопросов. Предложенный кишиневскими экспертами проект, по заключению их тираспольских коллег, хотя и признает государственность Приднестровья, одновременно закладывает принципы, "присущие унитарному государству, в котором ПМР отводится роль внутренней территориальной единицы Республики Молдова, а не субъекта общего государства". Более того, в представленном варианте не употребляется само понятие "общее государство", регламентированное меморандумом 1997 г., а приднестровская сторона по сей день не допускается к подготовке базового межгосударственного договора между РФ и РМ (за что, кстати, высказался в Кишиневе и Борис Пастухов). Несмотря на все свои попытки, Тирасполь пока не получил и текста парафированного на днях договора о привилегированном партнерстве и сотрудничестве Молдавии и Румынии, в разработке которого, по идее, также должны были участвовать представители Приднестровья. Поэтому здесь не исключают того, что этот документ в действительности направлен на создание основ молдавско-румынской конфедерации. А поскольку Бухарест традиционно воспринимает молдавское государство на пространстве до Днестра (что подтвердил недавно в Кишиневе и председатель румынского Сената), то все это явно не сообразуется с переговорами по приднестровскому урегулированию, констатировал г-н Лицкай.
По его мнению, очевидные несостыковки и откровенная поспешность и компилятивность кишиневского проекта обусловлены разворачивающейся предвыборной кампанией, в ходе которой для молдавского президента Петра Лучинского очень важно было бы тем или иным способом разыграть "приднестровскую карту". И либо подписать при содействии посредников некий красивый, но малосодержательный документ, либо переложить в итоге всю вину за срыв переговорного процесса на Тирасполь, якобы не желающий идти на уступки, как бы предусмотренные последними предложениями Кишинева. По словам Валерия Лицкая, было бы желательно, чтобы на предстоящей встрече в верхах сторонам удалось договориться о работе экспертов над масштабным, серьезным и реалистичным пакетом договоренностей.
Кишинев-Тирасполь