ПОХОЖЕ, что Россия определилась со своей политикой в Центральноазиатском регионе. 11 мая вступил в действие Указ президента России # 786 о санкциях против движения "Талибан", которое также именует себя "Исламским Эмиратом Афганистан" ("ИЭА"). Этим документом всем организациям, находящимся под российской юрисдикцией, предписывается беспрекословно выполнять резолюцию Совета Безопасности ООН 1267 от 15 октября 1999 г. То есть запрещается предоставлять любому летательному аппарату, принадлежащему движению "Талибан", разрешение на взлет или посадку с территории РФ, блокируются все средства "ИЭА", их недвижимость и другие финансовые ресурсы. Спецслужбам предписывается контролировать выполнение президентского указа.
Наблюдатели отмечают, что указ президента РФ, вводящий в действие на территории России прошлогоднюю резолюцию ООН против талибов, вышел именно сейчас не случайно. После активных консультаций с центрально-азиатскими странами, и в первую очередь с Узбекистаном, Москва наконец, видимо, определила свою политику в Центральноазиатском регионе. Она, как заявили военные источники, станет наступательной и жесткой. Что так и будет, косвенно свидетельствуют и заявления официальных лиц в России, почему-то оставшиеся без должного внимания средств массовой информации. Скажем, после завершившегося в Таджикистане и Узбекистане международного миротворческого учения "Южный щит Содружества-2000" о возможности нанесения бомбовых ударов по террористам-талибам высказался секретарь СБ России Сергей Иванов. На состоявшейся 8-9 апреля в Душанбе рабочей встрече секретарей советов безопасности государств - участников Договора о коллективной безопасности, отвечая на вопрос о возможности нанесения превентивных ударов по базам международных террористов, он сказал, что "если мы будем действовать в борьбе с таким страшным злом, как международный терроризм, строго по правилам, то будем постоянно проигрывать".
Что касается конкретно ударов по базам террористов в Афганистане, то Сергей Иванов сказал, что это будет зависеть от обстановки. "Если она будет угрожающей и если агрессивные вылазки примут широкомасштабный характер, то эту возможность, то есть нанесение превентивных ударов, теоретически я бы не исключил", - отметил Сергей Иванов.
В подобном духе высказался и начальник российского Генштаба генерал армии Анатолий Квашнин во время состоявшихся в конце апреля учений в Приволжском военном округе, в зону ответственности которого входит весь Центральноазиатский регион. На вопрос журналистов о том, возможен ли удар по концентрирующимся близ границ СНГ моджахедам, если они будут угрожать Таджикистану, Квашнин сказал следующее: "Все решают соответствующие руководители этих государств. С другой стороны, решают в Совете глав государств СНГ - как решат, так и будет". При этом генерал высказал опасение, что экстремистские бандформирования в этом году могут активизировать свою деятельность в Центральной Азии. По его словам, прошлогоднее вторжение террористов в Киргизию "было только разведкой". Как считает Квашнин, в случае обострения ситуации государства региона могут обратиться к России за военной помощью.
Военные источники сообщают, что во время предстоящего 17-20 мая визита президента РФ Владимира Путина в Узбекистан и Таджикистан будут обсуждаться вопросы не только оказания военной помощи этим странам, но и физической поддержки войск воюющего против талибов под знаменами главнокомандующего таджика афганского происхождения Ахмада Шах Масуда так называемого Северного альянса. Успехи этих войск невелики. Они удерживают всего около 15-20% территории Афганистана, в основном его северо-восточной части, населенной таджиками. Между тем под талибами находится практически весь Северный Афганистан, населенный узбеками. Воевавший ранее с моджахедами узбек генерал Абдурашид Дустум находился в последнее время в Иране. Но в марте он вернулся в Узбекистан, руководство которого во время прошлых войн с талибами оказывало ему неофициальную военную помощь. Дустум и воевавший в свое время против советских войск Ахмад Шах Масуд сегодня объединились. Так или иначе, но в конце марта в узбекском городе Термезе, расположенном на границе с Афганистаном, состоялась встреча главнокомандующего силами Северного альянса Ахмада Шах Масуда и лидера этнических узбеков Афганистана Абдурашида Дустума с представителями России, Узбекистана и Таджикистана.
О чем был разговор, официально не сообщается, но не исключено, что стороны вели речь об объединении сил, чтобы полностью освободить Северный Афганистан от талибов.
Не исключено, что спустя чуть больше 10 лет постсоветские страны вновь ввяжутся в войну на территории Афганистана. Правда, теперь это будет сделано руками этнических узбеков и таджиков при соответствующей авиационной поддержке российских и узбекских ВВС.