0
1540
Газета СНГ Интернет-версия

12.05.2000 00:00:00

Москва-Ереван-Москва

Тэги: Армения


КОРЕННОЙ ереванец, я прилетел в родной город как иностранный гость, по приглашению Всемирного банка и Фонда за развитие демократии Швеции. Конференция, посвященная борьбе с бедностью на постсоветском пространстве, на которую я был приглашен, явно уступает по размаху тем форумам, что проводятся в Москве. Но она организована с чисто западным прагматизмом, армянским радушием и профессионализмом. Так что два дня, отведенные на обсуждение такой актуальной для всех нас темы, проходят в непрерывных дискуссиях, как один. Тем более что и ночи, как таковой, нет: родные и друзья спешат использовать возможность увидеться и обсудить последние новости, для чего приходят навестить даже в полвторого ночи. Родственников и знакомых у меня в Ереване так много, и представляют они настолько разные слои общества, что на материале наших "кухонных" дискуссий можно выполнить исследование на тему "Куда катится Армения".

Кем бы ни был мой очередной собеседник, он чувствует себя дома неуютно и постоянно ждет перемен, причем почти наверняка к худшему. Этим всеобщим ощущением временности и непрочности бытия можно объяснить какую-то неухоженность жизни. И правда, зачем благоустраивать дом, который завтра все равно снесут?

Увы, рост национального самосознания выразился у нас в закрытии русских школ, а переориентация на цивилизованный Запад - в тотальном насаждении английского языка, почему-то вместо другого, а не параллельно. Хотя каждому понятно, что в один день всех книжек с русского на английский не переведешь. Но у нас попадались люди, с остервенением борющиеся с русским.

Вообще-то, в отличие от других бывших советских республик, Армения счастливо избежала антирусской истерии. Объясняется это и тем, что из всех пятнадцати она была самой мононациональной, и традиционной симпатией армян к русским и тем, какую роль играет Россия в судьбе Армении сегодня. Корни этой традиционной симпатии уходят так глубоко в историю, что житель Еревана едва ли сможет объяснить, почему впервые "Горе от ума" Грибоедова было сыграно в Ереване, почему он бережно хранит и перечитывает старенький томик Пушкина, почему учит детей или внуков русскому языку, хотя его давно уже не преподают в школе, и почему он так хочет еще хоть раз в жизни побывать в Москве. И не случайно на память приходят слова Вазгена Саркисяна, сказанные им несколько лет назад, в бытность министром обороны Армении, московским журналистам: "Знаю, вам сейчас тоже трудно. Но когда ваша страна снова станет богатой и могущественной - а это непременно будет, - не забудьте, что армяне никогда вас не предавали".

Находились и у нас иные "национал-патриоты", пытавшиеся сделать карьеру на борьбе с "имперским наследием". Ничего у них не вышло. Если без Пушкина с Достоевским, к сожалению, многие могут прожить, то без технической и учебной литературы, без газет и телепрограмм, во многом поддерживающих нашу связь с внешним миром, остановится вся экономическая и образовательная система страны.

У нас теперь образование стало легче и престижнее получить за рубежом. В 1997 г. школу окончили только 59,3% от поступивших в первый класс. Дети бросают учебу уже с третьего класса из-за того, что нет денег на учебники, на приличную одежду и обувь, и идут работать - помогать семье. Государство, кажется, само делает все от него зависящее, чтобы лишиться интеллектуального потенциала. В промышленности, связи, на транспорте занятость за последние годы сократилась примерно вдвое, в строительстве - втрое, в науке - в три с половиной раза. И богатейший кадровый потенциал Армении обогащает другие страны.

Уехали миллионы. Причем добрая треть покинула Армению в сознательном возрасте. Понятно, что не каждый армянин становится на новом месте миллионером. Но в основном представители армянской диаспоры делают довольно успешную карьеру. Дело не только в том, что любая диаспора, а тем более армянская, насчитывающая около двух тысяч лет истории, - структура организованная. Не менее важно и то, что армяне - народ тотально образованный и попадают за рубеж, уже имея неплохую даже по западным меркам профессиональную подготовку. Учитывая же, что численность диаспоры более чем втрое превышает численность населения самой Армении, те, кто остался на исторической родине, теоретически могли бы жить на одно лишь вспомоществование богатых родственников, которое в сумме составляет более полумиллиарда долларов ежегодно. Другое дело, что такое существование для всех, кроме стариков и инвалидов, унизительно.

Вот и получается, что буквально все, с кем ни поговоришь, либо хотят, либо уже готовятся уехать. При нынешних темпах эмиграции через 20 лет на территории Армении останутся только старики да монахи. Конечно, легче управлять народом, у которого нет интеллигенции, т.е. нет среды, склонной к здоровому сомнению и конструктивной оппозиционности. Однако кто, если не эта самая нелюбимая любой властью интеллигенция, будет сегодня вытягивать страну из затянувшегося кризиса? Уже сейчас каждый умный и уважаемый человек в Армении на счету. И негоже власти такими людьми разбрасываться. Даже если они с ней не во всем согласны. Чтобы вырастить в стране поколение грамотных политиков, как покойные Карен Демирчян или Вазген Саркисян, способных консолидировать и мобилизовать нацию, требуются десятилетия. А вот чтобы избавиться от таких, достаточно выпустить в них за несколько секунд рожок автомата. И кто решится осудить тех, кто спешит покинуть страну, где не могут уберечь даже спикера с премьером, - чего здесь остальным-то ждать?

Страна впервые за два тысячелетия вновь обрела независимость, выстояла под страшными ударами стихии, победила в кровопролитной войне. Надо срочно поднимать ее из руин. Но те, кто что-то может изменить, покидают ее. И причина здесь, наверное, в отсутствии надежды на лучшую жизнь, и эта надежда есть то главное, в чем нуждается сегодня среднестатистический гражданин страны. Главная причина испытываемого им морального дискомфорта даже не в отсутствии у него в достаточном количестве еды, питья или одежды, хотя и это нередко имеет место, а в отсутствии чувства, что он является частью общности людей, нации и может в своих бедах рассчитывать на чью-то помощь. Это чувство сохранялось в народе даже в самые трудные годы. Доверие к власти, уверенность людей, что государству они нужны и что каждый из них представляет свой народ, сейчас важнее для граждан страны, чем даже ощущение наполненного желудка или крыши над головой. Внушить это чувство своим гражданам необходимо любой власти, иначе народ ее отвергнет.

А может быть, и вправду "заграница поможет"? Но не так, как ожидают многие, - не материально, а именно "научит жить". К чему нам денежные пожертвования богатых земляков, в полтора раза превышающие национальный бюджет, если мы не распорядимся ими по уму? Куда больше пользы будет стране от появления грамотных менеджеров, способных заставить эти капиталы работать. Весь-то бюджет Армении равен примерно 360 млн. долл. Это бюджет крупной частной фирмы, но отнюдь не гиганта. В ближнем и дальнем зарубежье достаточно предпринимателей-армян, сумевших основать такие фирмы и добиться их процветания. Да они бы все до единого вложили эти деньги в экономику страны, если бы там условия для ведения бизнеса были такими же благоприятными, как на чужбине. За ними вернулись бы специалисты, ученые, мастера культуры. И их не смутило бы, что дома платят не так щедро. Они бы и не уехали в свое время, если бы деньги не превратились для их земляков в абсолютную ценность, если бы полуграмотный бандит при пачке долларов не стал уважаемым членом общества.

Мировая история знает примеры успешного возвращения "золотого фонда" нации. Это и Израиль, и современный Китай - страны, целенаправленно и последовательно реализующие подобные программы на государственном уровне. Необходимость такой программы давно назрела и в Армении. Вопрос стоит буквально так: будут программа и люди, ее реализующие, или не будет процветающей страны.

Основными элементами программы должны стать: 1) введение института двойного гражданства; 2) создание режима наибольшего благоприятствования для зарубежных предпринимателей-армян; 3) пропаганда идеи национального единства в СМИ всех стран, где проживает диаспора; 4) создание в этих странах агентств, занятых репатриацией по образцу еврейского "Сохнута"; 5) персональное приглашение наиболее выдающихся представителей диаспоры (в первую очередь ученых и мастеров культуры) и создание им за счет государства особых условий труда.

Только в такую программу репатриации наши богатые земляки будут вкладывать деньги. Нужно, чтобы уважаемые господа из Всемирного банка поняли, что бедность наша - не простуда, которую можно вылечить таблетками. Бедность - это опухоль, вызванная патологической трансформацией общественного организма. Если общество хочет жить, ему самое время соглашаться на операцию, и проводить ее должны хирурги с чистыми руками, обладающие высокими профессиональными навыками.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Многие страны крайне уязвимы к компьютерным сбоям

Многие страны крайне уязвимы к компьютерным сбоям

Ольга Соловьева

Проблемы в работе глобальной сети в России подтвердили новые угрозы для кибербезопасности

0
961
Больные арестанты остаются заложниками тюремной системы

Больные арестанты остаются заложниками тюремной системы

Екатерина Трифонова

Медицинские показания против пребывания в СИЗО не всегда открывают двери на свободу

0
864
Депутатам предстоит заседать семь месяцев подряд

Депутатам предстоит заседать семь месяцев подряд

Иван Родин

Спикер Госдумы Володин настраивает партии на безусловную консолидацию перед внешними угрозами

0
828
Сделке по Газе сопротивляются по обе стороны фронта

Сделке по Газе сопротивляются по обе стороны фронта

Игорь Субботин

Израильские и палестинские "ястребы" не хотят сдаваться без боя

0
939

Другие новости