Несмотря на все сложности, корабли российского Черноморского флота всегда в полной боевой
готовности. Фото Андрея Никольского (НГ-фото) |
ПОСЛЕДНИЕ повороты новейшей постсоветской истории придали Черноморскому флоту особый, уникальный статус, статус единственной российской военно-морской группировки за рубежом. Между тем исключительность ситуации никак не изменяет главной задачи и смысла самого существования ЧФ - надежного обеспечения безопасности на южном направлении.
Деятельность Черноморского флота осуществляется в условиях раздельного де-юре и совместного де-факто базирования с ВМС Украины. В связи с этим сотрудничество флотов двух братских стран, выполняющих сходные задачи, не только оправданно, но и не имеет убедительной альтернативы.
Некоторые скептики те шаги, которые мы делаем навстречу друг другу, пытаются назвать "вынужденной дипломатией". Однако между "вынужденной дипломатией" и реальной потребностью в сотрудничестве двух флотов ради обеспечения безопасности в регионе существует значительная разница. Она определяется в первую очередь степенью искренности, доверия и уважения друг к другу, исходя из которой мы стремимся строить свои взаимоотношения с украинскими коллегами. Каковы же дальнейшие перспективы пребывания Черноморского флота России в Крыму?
Судьба базовых соглашений по Черноморскому флоту, подписанных в мае 1997 г. в Киеве, с момента их вступления в силу волнует многих людей по обе стороны российско-украинской границы. Не ставя под сомнение искренность этого интереса, хотел бы всем порекомендовать еще раз внимательнее ознакомиться с межправительственным соглашением "О статусе и условиях пребывания ЧФ РФ на территории Украины". Документ предусматривает не только двадцатилетнюю аренду севастопольских бухт, но и в случае согласия сторон пролонгацию этого срока.
На практике это диктует необходимость решительно уйти от всего "временного" - и в сознании, и в политике, и в делах. Без сомнения, будущее за серьезным, рассчитанным на длительную перспективу участием российской стороны в развитии социальной сферы Севастополя.
Первопричина всех сегодняшних сложностей Черноморского флота кроется не только и не столько в его хроническом недофинансировании. Эта проблема, исходя из сложнейшего экономического положения государства, характерна для всех Вооруженных сил. И в этой части жесткая позиция Украины в отношении коммунальных и налоговых платежей Черноморского флота еще поддается какому-то пониманию. Невозможно понять другое: почему механизмы, которые на самом высоком уровне определены применительно к Черноморскому флоту для расчетов между Россией и Украиной, действуют столь неэффективно? Почему так неоправданно медленно решаются самые насущные проблемы ЧФ, касающиеся его выживания?
Экономическую ситуацию, в которой продолжает оставаться Черноморский флот, сегодня иначе как противоречивой назвать нельзя. Только в 1999 г., в полном соответствии с действующим законодательством Украины, Черноморским флотом в украинский госбюджет было перечислено более 54,1 млн. гривен различных налогов и сборов. Таким образом, применительно к Севастополю, прошлогодний бюджет которого не превышал 98 млн. гривен, Черноморский флот внес вклад, превышающий половину городского бюджета. По сути, ЧФ можно без преувеличения назвать самым постоянным и последовательным донором Севастополя. Тем не менее некоторые недальновидные деятели называют флот не иначе как "нахлебником" города, чуть ли не главным виновником снижения отпускаемых Севастополю лимитов электроэнергии.
Чтобы разобраться, чем же на самом деле является ЧФ для города, достаточно оценить, какое количество жителей из 390 тыс. севастопольцев получают средства к существованию, занимаясь обеспечением повседневной деятельности флота. Даже самый общий подсчет показывает, что военнослужащие и гражданский персонал ЧФ, члены их семей, родственники представляют значительную группу численностью свыше 100 тыс. человек. В целом же по Крыму - 170-180 тыс. жителей. Даже на бытовом уровне флотские "инвестиции" в местную экономику очевидны: львиная доля денежного содержания моряков-черноморцев реализуется на месте, помогая удержаться на плаву местным производственным и торгующим организациям.
Вместе с тем сегодня экономические взаимоотношения флота и городской администрации во многом осложнены в силу того, что непосредственно в городской бюджет из флотских выплат не попадает ни копейки. Уверен, проблем, с которыми ежедневно сталкиваются воинские части и предприятия, не существовало бы вовсе при условии "оседания" флотских налоговых отчислений в Севастополе, других населенных пунктах дислокации ЧФ. Помимо этого, даже небольшая часть ежегодной арендной платы России за нахождение ЧФ в Крыму, определенной в 97,75 млн. долл., способна была бы придать реальный импульс развитию экономики и социальной сферы региона. При таком подходе, например, просто не возникло бы проблемы лечения ветеранов Вооруженных сил в госпитале ЧФ. Решение, найденное в конечном итоге командованием флота и руководством города, явилось примером исключительного согласия сторон и искреннего стремления помочь ветеранам.
Суть этого решения состоит в принятии компромиссного варианта, при котором не затрагивается бюджет Украины, а город платит за лечение ветеранов средства, поступающие в виде налога на заработную плату... персонала того же госпиталя ЧФ РФ. Это немалая сумма, которая в год составляет 500 тыс. гривен. Мы договорились всесторонне изучить на практике действие подписанного документа с тем, чтобы в дальнейшем предложить на утверждение руководству наших стран другие, более совершенные модели решения проблемы.
Продолжая тему вклада флота в социальный сектор Севастополя, стоит отметить, что есть сферы, где он как бы "незаметен", так как осуществляется непрерывно, не вызывая тем самым чьих-либо протестов и недовольства. Например, полностью за счет сил и весьма ограниченных средств 13-го судоремонтного завода ЧФ обеспечивается теплом и содержится жилой фонд целого микрорайона Севастополя. Это 130 тыс. квадратных метров жилья с населением 8 тыс. человек. Среди этих людей только около тысячи имеют непосредственное отношение к Черноморскому флоту.
Да, в настоящее время общая формальная задолженность флота Украине по всем видам платежей превышает сумму в 35 млн. гривен. Однако наряду с реальным долгом есть и другие его составляющие. На сегодняшний день ЧФ должен севастопольской дирекции предприятия связи "Укртелеком" за предоставленные услуги немногим более 315 тыс. гривен. В то же время пеня на этот долг уже превышает 318 тыс. Мы сталкиваемся с фактами, когда отдельные субъекты хозяйственной деятельности Украины в судебном порядке пытаются взыскать с флота пеню, но при этом не настаивают на возвращении самого долга. Действительно, зачем отказываться от столь выгодного "вложения средств" и от получения процента с "вклада"?
Совершенно очевидно, что проблемы неплатежей носят двусторонний характер. Ряд предприятий и организаций города, МО и ВМС Украины, в свою очередь, также являются должниками ЧФ. Общая сумма этой задолженности - почти 2 млн. гривен.
Долгие годы почти вся городская экономика была ориентирована на флот. Сейчас многое изменилось, но неизменным у города и флота осталось главное - общая судьба. Рожденный как военно-морская база Севастополь и Черноморский флот представляют собой настолько гармоничный, взаимозависимый и взаимовыгодный тандем, что их раздельное существование просто немыслимо.
К сожалению, сегодня межгосударственный, по сути, вопрос условий пребывания Черноморского флота на территории Украины, болезненно и с переменным успехом решается на местном уровне. Такое положение вещей не только не соответствует договоренностям межправительственных рабочих групп и комиссий по сотрудничеству, но и прямо противоречит Договору "О дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной".
Практически с момента вступления в должность командующего ЧФ меня не покидает ощущение неестественности происходящего вокруг флота. Несмотря на это, сохраняется убеждение, что период в его жизни, который когда-нибудь историки назовут "в гостях на родной земле", скоро и неизбежно должен закончиться.