ГЛАВНЫМ участником состоявшейся на днях в Ашхабаде научно-теоретической конференции "Учение Сапармурата Туркменбаши об обществе" стал сам... Туркменбаши. Автор учения собственной персоной явился на форум, организованный политсоветом Демократической партии Туркмении, Министерством образования и высшим советом по науке и технике, конечно же, не для обсуждения своих же трудов. Сапармурат Ниязов использовал трибуну конференции для того, чтобы в своей лекции разъяснить некоторые аспекты проводимых в обществе преобразований.
Необходимость такого выступления Сапармурата Туркменбаши была связана, видимо, еще и с тем, что идеологи из его команды "не успевают" за реформаторской мыслью президента, в чем, кстати, честно признались накануне конференции в местной прессе: "Мы просто не можем своевременно отражать все замыслы и достижения нашего лидера, ибо события опережают нас".
Что уж говорить тогда о парламентариях и юристах, которые обязаны оперативно облекать в форму законов и постановлений принимаемые лидером государства решения. Сегодня они, например, работают над документами, реализующими идеи президента относительно дальнейшей гуманизации правоохранительной системы страны. И пока идеологи и правоведы воздерживаются от конкретных комментариев, ряд вопросов прояснял сам Туркменбаши.
Президент Туркмении напомнил о последовательности руководства страны в проведении реформ в правовой сфере. В конце минувшего года Народный совет принял закон об отмене смертной казни и постановление о проведении ежегодных акций амнистии и помилования. В течение двух последних лет около 80% всех заключенных в Туркмении получили свободу или значительное сокращение сроков содержания за решеткой. А совсем недавно опять-таки по инициативе Ниязова приняты законодательные акты, позволяющие заменять тюремное наказание ссылкой.
Новые меры, предложенные президентом, связаны с серьезным ограничением карательных функций правоохранительных органов и привлечением представителей общественности и выборных структур к процессу уголовного преследования тех граждан, кто преступил закон или подозревается в этом. Так, уже в ближайшем будущем появится специальный закон, отменяющий следственную процедуру обыска в домах и квартирах граждан для всех правоохранительных и судебных инстанций. Как сообщил Сапармурат Ниязов, обыски будут проводиться только в исключительных случаях и только с санкции главы государства. Тем самым Туркменбаши ставит под свой контроль одну из важных процедур следственных действий. По его словам, делается это не только с целью искоренения злоупотреблений, коими грешат некоторые нечистые на руку сотрудники правоохранительных органов, но и в связи с тем, что "государство должно гарантировать соблюдение основополагающих конституционных прав и свобод человека". При этом Туркменбаши пообещал создать в своем аппарате структуру, которая позволит принимать решения об обысках с "необходимой оперативностью, чтобы не нанести ущерба ходу расследования того или иного дела".
Другое нововведение туркменского лидера связано непосредственно с самим возбуждением уголовных дел. Ниязов считает, что к этому процессу, поскольку в Туркмении относительно спокойная криминогенная обстановка, необходимо привлекать общественность. Следователям придется согласовывать свои действия с представителями советов старейшин, членами Народного совета, главами администраций на местах. Ставя свои визы под документом о возбуждении уголовного дела, вышеуказанные лица обязаны будут, по словам Ниязова, в дальнейшем следить за соблюдением законности и прав человека в ходе расследования того или иного дела.
Следующими шагами, как пояснил Туркменбаши в своей лекции, станет "введение запрета на любое изъятие имущества граждан без надлежащего решения суда", а также "передача вопросов паспортной системы от полиции в ведение местных администраций". Как заметил Ниязов, "смысл всех преобразований заключается в том, чтобы коренным образом переориентировать деятельность системы правоохранения". Туркменский лидер подчеркнул, что реформы должны привести к тому, чтобы "правоохранительные органы занимались не столько карательными мерами, сколько прежде всего выполняли функции по защите жизни, здоровья, имущества, чести и достоинства и личной неприкосновенности граждан".
Ашхабад