"ВЫ СРАЖАЛИСЬ как лев!" Именно этими словами попрощалось руководство международной энергетической корпорации "ИТЕРА" с министром энергетики Армении Давидом Задояном по завершении состоявшихся в конце апреля в Москве переговоров с делегацией армянского правительства. Руководил ею сам глава правительства Армении Арам Саркисян, прибывший в российскую столицу с двухдневным рабочим визитом. Встреча с председателем совета директоров ООО "ИТЕРА Холдинг" Игорем Макаровым и другими представителями компании состоялась в первый же день визита, что свидетельствует о приоритетном значении "проблемы газа" для армянской стороны.
Всю последнюю неделю этот вопрос не сходил с повестки первоочередных проблем правительства республики. Такая напряженность, в частности, создалась после получения Министерством энергетики Армении специальной телеграммы из Москвы, в которой сообщалось о решении "ИТЕРЫ" приостановить с 24 апреля поставку "голубого топлива" в республику. По результатам состоявшихся после этого переговоров руководства компании и главы энергетического ведомства Армении "ИТЕРА" отменила свое решение. Однако проблемы, по-видимому, не были сняты. А они, прежде всего, вызваны задолженностью армянской стороны за поставляемый "ИТЕРОЙ" газ. Размер этого долга - предмет постоянной напряженности, взаимообвинений и в некоторых случаях удобный "рычаг давления". Поставщик "голубого топлива" утверждает, что суммарная задолженность составляет 30 млн. долларов, тогда как армянская сторона настаивает на цифре, никак не превышающей 20 млн. долларов. Эта сумма включает в себя как валютный, так и товарный долг - 11 млн. долларов и 9 млн. долларов соответственно. Причем цифра 9 млн. приводится "ИТЕРОЙ". Министерство энергетики Армении утверждает, что она на треть завышена, равно как и общий объем задолженности. Сложившееся "противостояние цифр" стало предметом бесконечных спекуляций, которые, похоже, получат дальнейшее развитие.
Это стало очевидным сразу после состоявшихся 27 апреля переговоров, по результатам которых, как опять-таки утверждали обе стороны, были приняты конкретные решения проблемы, достигнуто взаимопонимание. Однако, отвечая на вопрос корреспондента "НГ", почему тогда "ИТЕРА" искусственно завышала размер долга Армении аж на 30%, руководитель компании вновь заявил, что суммарная задолженность республики действительно составляет 30 млн. долларов. От дальнейших комментариев Макаров отказался. Заявление главы "ИТЕРЫ" поставило министра энергетики Армении, мягко говоря, в неловкое положение. Последнему вновь пришлось опровергнуть руководителя компании-поставщика, на этот раз оперируя конкретным документом. Это - Протокол переговоров между Министерством энергетики Армении и компанией ITERA International Energy L.L.C. о состоянии взаиморасчетов с ГЗАО "Армгазпром" и ЗАО "АрмРосгазпром" за природный газ, поставляемый в Армению в 1999-2000 годах. Документ подписан Задояном и Макаровым 21 апреля этого года. В нем в действительности отмечается, что график денежных расчетов за поставленный компанией природный газ "исполняется не в полном объеме". В пункте 2 говорится, что "денежные обязательства апреля недовыполнены на 2,5 млн. долларов США", а уже в пункте 4 подчеркивается, что "общая сумма просроченной задолженности (с учетом обязательств мая) по состоянию на 01.06.2000 составит около 2,9 млн. долларов США". В документе также обговорены взаимные обязательства сторон. "Министерство энергетики Республики Армения обязуется обеспечить перечисление следующих сумм: до конца апреля 2000 года не менее 1 млн. долларов, в мае 2000 года не менее 3 млн. долларов, далее по существующему графику расчетов с учетом стопроцентного исполнения текущих обязательств 2000 года в рамках существующего контракта". Со своей стороны, "ИТЕРА" обязалась сохранить "поставки природного газа в апреле в объеме 1,3 млн. куб. метров в сутки, а с 1 мая 2000 года обеспечить поставки природного газа через ЗУ "Красный Мост" в объеме 1,8 млн. куб. метров в сутки". Особо отмечается, что "ИТЕРА" оставляет за собой право сократить или полностью прекратить поставки газа в случае неисполнения обязательств со стороны Армении.
Очевидно, что договоренность действительно достигнута, и это в равной степени устраивает обе стороны - как покупателя, так и продавца "голубого топлива". Армения смогла защитить свою энергетическую безопасность и обеспечить бесперебойность поставок газа, а "ИТЕРА" сохранила одного из своих наиболее "аккуратных" клиентов среди стран СНГ. Примечательно, что проблемы задолженностей сегодня куда более остро стоят с Украиной, Молдовой и Грузией. В случае с последней "ИТЕРА" уже приняла решение приостановить поставки. В таком случае, если с армянской стороной вопрос в принципе решен, то зачем тогда "ИТЕРЕ" перманентно обострять проблему, спекулируя "30 миллионами"? Большинство экспертов считают, что этот вопрос имеет два ответа. Во-первых, компания хочет "сохранить лицо" и обезопасить себя от обвинений в умышленном и несправедливом раздувании долга Армении. Во-вторых, сохранить явно эффективный "рычаг давления", который прежде всего можно использовать при решении вопроса приватизации четырех энергораспределительных сетей республики.
Эта проблема, кстати, сегодня максимально политизирована, причем как на внутриполитическом, так и внешнеполитическом уровне. Армянские парламентарии недавно решили вообще снять энергораспределительные сети из списка госпредприятий, подлежащих приватизации в нынешнем году. По мнению многих наблюдателей, эта акция имела исключительно популистский характер и была направлена против президента страны Роберта Кочаряна. Последний пока не подписал принятое парламентариями решение, и не исключается, что не подпишет вообще. По крайней мере, на это официально "надеется" Всемирный банк, а неофициально - все международные финансовые институты, от которых зависит экономика Армении, и Соединенные Штаты, которые ежегодно предоставляют Еревану безвозмездную финансовую помощь более чем в 100 млн. долларов. Американцы небезосновательно надеются, что при честном тендере владельцем одной из двух пар электросетей обязательно станет AES Silk Road (США). Однако принятое армянскими парламентариями решение может испортить планы Вашингтона и, как признал министр энергетики Армении, сыграть на руку их конкурентам.
Это, в частности, касается "ИТЕРЫ", лоббистом интересов которой выступает российский "Газпром". "ИТЕРА", подавшая заявку на участие в тендере в тандеме с "Росэнергоатомом", не вошла в список компаний-претендентов ввиду отсутствия у ее партнера документа о международном аудите, что является одним из обязательных условий конкурса. В "одиночке" же она не соответствует другому требованию - наличие опыта производства и продажи электроэнергии не менее чем на 100 млн. долларов. Теперь, заявил армянский министр, "ИТЕРА" может выиграть время и в дальнейшем выступить с более прочных позиций.
Тем временем положение армянской экономики становится все более шатким. Искусственно создаваемые и политически "санкционированные" проблемы могут серьезно пошатнуть также основы энергетики, объективно считающейся одной из наиболее развитых, прочных и перспективных сфер экономики страны. Тогда никакая "львиная борьба" не поможет.