- АСКАР ЧИНГИЗОВИЧ, каков, на ваш взгляд, сегодня уровень российско-киргизских отношений и что определяет его?
- Я считаю, что в основе близости наших позиций и взаимопонимания практически по всем значимым международным вопросам лежит совпадение интересов России и Киргизской Республики в области геополитики, экономики и государственной безопасности. К тому же в Киргизии большим влиянием пользуется русская диаспора. Но, пожалуй, самое главное - наша историческая общность. У нас общее прошлое, сложное и противоречивое, и, я надеюсь, общие демократические ориентиры в строительстве будущего наших братских стран и народов.
Вообще Россия для многих киргизов стала второй родиной, и, поверьте, это не просто комплиментарность. Ведь не секрет, что многие из граждан КР получили образование в российских вузах. К примеру, президент Киргизии Аскар Акаев - воспитанник города на Неве.
И таких, как он, в нашей республике немало. Русский язык нам прорубил окно в Европу и в остальной мир. Мы и сейчас вовсе не собираемся от него отказываться - это наш второй государственный язык. Кроме того, длительная интегрированность Киргизии в Российскую империю, а затем в Советский Союз накрепко связала экономики РФ и КР и обусловила взаимовлияние социально-экономических процессов в наших странах. Общими интересами в области геополитики, государственной безопасности и экономического развития объясняется, на мой взгляд, активное участие наших стран в деятельности Таможенного союза и "Шанхайской пятерки".
Но одно дело - понимание совпадения интересов, и другое - успешная реализация взаимовыгодных проектов и отлаженных экономических связей. Надо честно признать, что, несмотря на приоритет в развитии двусторонних отношений КР и РФ, подтвержденный на самом высоком государственном уровне, социально-экономический потенциал наших стран до сих пор используется далеко не полностью. Между тем общая угроза, нависшая над нашим регионом, в связи с нарастающим трансграничным вооруженным вмешательством во внутренние дела государств Центральной Азии и России со стороны экстремистских сил исламского фундаментализма, объективно стимулирует дальнейшее сближение наших стран не только в области обороны и государственной безопасности, но и в сфере экономического развития, в частности, эффективного использования киргизстанских предприятий ВПК в рамках единой региональной оборонительной стратегии и обеспечения надежности южных рубежей СНГ.
- Помимо уже упомянутых выше Таможенного союза и "Шанхайской пятерки", Киргизия входит еще в несколько региональных организаций. Какие из них, по вашему мнению, являются наиболее влиятельными, и с чем связано участие в них КР?
- Действительно, за последние годы КР вступила в ряд региональных структур, из которых я бы прежде всего выделил Центральноазиатское экономическое сообщество (ЦАЭС). Оно объединяет Казахстан, Киргизию, Таджикистан, Узбекистан. Россия входит в ЦАЭС на правах наблюдателя. Это экономическое сообщество является, на мой взгляд, перспективной организацией, позволяющей решать многочисленные проблемы, связанные с экономической интеграцией стран-участниц и решением жизненно важных для экономик этих государств вопросов. К примеру, планируется создание зон свободной торговли в рамках ЦАЭС, что подразумевает свободное передвижение капиталов, товаров, людей и услуг. Не менее значимо для нашего региона тесное межгосударственное сотрудничество в решении проблем водоснабжения и развития энергетического комплекса. Намечено ввести ряд льгот для членов ЦАЭС, нацеленных на всестороннее развитие предпринимательства и создание благоприятных условий для притока внешних и внутренних инвестиций. Как видите, участие Киргизии в ЦАЭС дополняет сотрудничество в рамках СНГ, которое, увы, характерно вялотекущим исполнением принятых решений по причине разнонаправленности геополитических векторов развития многих бывших советских республик и разной степени продвинутости в них рыночных реформ.
Более того, рискну предположить, что в случае эффективного развития СНГ активность его членов в других региональных структурах типа ЦАЭС будет снижаться, так как само Центральноазиатское сообщество возникло и существует во многом как ответная реакция на "пробуксовку" принятых решений СНГ. В известном смысле ориентиром для нашего содружества может служить успешная деятельность Таможенного союза, который за последний год реализовал на практике ряд действенных мер, направленных на реальную интеграцию стран-участниц и предоставление им льготного пропускного режима для развития торговли, партнерских связей и плодотворного взаимовыгодного экономического сотрудничества.
Еще одна влиятельная региональная структура, куда входят Киргизия, Казахстан, другие бывшие советские среднеазиатские республики, а также Азербайджан, Афганистан, Турция, Пакистан, Иран, называется Организацией экономического сотрудничества (ОЭС). Ее членов связывает не только географическая, но и историко-духовная близость, так как все они являются мусульманскими странами. Среди главных приоритетов ОЭС - всестороннее развитие торгово-экономических связей, региональных коммуникаций, сотрудничество в области ТЭК и приобщение к глобальным проектам, связанным с интеграцией в мировую экономику. Совместное участие в ОЭС стран, различных по своему экономическому развитию, уровню менталитета населения, государственному политическому устройству, решению социальных и этнических вопросов в обществе, способствует в итоге более глубокому познанию "соседских" и региональных проблем и поиску эффективных компромиссных решений на благо развития государств и народов региона.
- В свое время в Москве вызвало бурную реакцию вступление Киргизии во Всемирную торговую организацию (ВТО). Некоторые государственные деятели в России расценивали этот шаг чуть ли не как подрыв Таможенного союза. С тех пор страсти поутихли, но положение не изменилось: Киргизия по-прежнему остается единственной из стран СНГ полноправным членом ВТО. Какие реальные выгоды получила КР от этого статуса?
- Практически пока никаких. Конечно, повысились международный престиж, репутация страны, но конкретной, осязаемой выгоды пока что не видно. Однако положение может со временем существенно измениться, если членами ВТО станут Индия и КНР, наши ближайшие соседи. Мы искренне надеемся, что к этому моменту Россия и некоторые другие страны СНГ также обретут полноправное членство в ВТО. Прецедент уже создан. Идти по проторенному пути гораздо легче.
Бишкек-Москва