CОСТОЯВШИЙСЯ на днях в Ереване массовый митинг в поддержку идеи присоединения Армении к Союзу Россия-Беларусь вызвал неоднозначную оценку в республике и за ее пределами. Вновь появились некоторые опасные тенденции, способные в ближайшем будущем создать весьма серьезные внешнеполитические проблемы для армянского государства и вновь обострить ситуацию внутри страны.
Примечательно, что эту угрозу сегодня отмечают не только противники "союзной" идеи, но и сами организаторы митинга - активисты Компартии Армении (КПА). Сенсационное сообщение распространило независимое информагентство СНАРК со ссылкой на близкие к КПА круги. Согласно этим источникам, инициаторами митинга выступили "определенные силы, обеспокоенные процессом укрепления позиций президента и стабилизации ситуации", а КПА просто пошла у них на поводу. Сообщается также, что сразу после начала акции ряд членов Компартии демонстративно покинули площадь, где безжалостно избили пожилого мужчину, попытавшегося выступить с аргументами против идеи присоединения к еще несуществующему единому государству России и Беларуси, в которое, кстати, Армению никто пока и не приглашал.
Примечательно, что определенная настороженность в подходах имеется также и у сторонников "союзной" идеи, которые поднимают вопрос одновременного вступления в Союз и Нагорно-Карабахской Республики. Характерным в этом свете является заявление президента НКР Аркадия Гукасяна, сделанное им в беседе с первым секретарем ЦК Компартии Армении Владимиром Дарбиняном. Глава карабахского государства, в частности, отметил, что НКР может рассмотреть возможность присоединения к Союзу Россия-Беларусь в случае, если подобное предложение поступит от его основателей, то есть Москвы и Минска, и если Нагорный Карабах будет рассматриваться как субъект Союза. Любопытно, что с подобной позицией Степанакерт выступил именно в тот момент, когда Ереван в очередной раз заявил, что вопрос присоединения Армении к Союзу России и Белоруссии не стоит во внешнеполитической повестке страны. По убеждению экспертов, этот шаг карабахской стороны следует рассматривать как тактический ход, призванный прежде всего подчеркнуть самостоятельный характер политики НКР. В то же время, как стало известно корреспонденту "НГ" из хорошо информированных источников, на ближайшее время запланированы визиты президента и министра иностранных дел НКР в российскую столицу. В этом свете реверансы Степанакерта в адрес Москвы становятся весьма значимыми, а то и необходимыми.
Напомним, что первый шаг в этом направлении был сделан главой карабахского внешнеполитического ведомства Наирой Мелкумян. Сразу по завершении апрельского саммита СНГ она заявила, что "Степанакерт считает необходимым активизировать отношения с Москвой, которые в последние годы находились в состоянии некоторой замороженности". Министр подчеркнула, что "НКР приветствует заявление избранного российского президента Владимира Путина о готовности России стать гарантом возможного компромиссного урегулирования карабахского противостояния". Согласно некоторым источникам, речь, в частности, шла о военных гарантиях, а именно - возможности дислоцирования в регионе противостояния на постоянной основе российских войск. Только в этом случае разрешение нагорно-карабахского конфликта не будет нести для Москвы угрозу ее окончательного вытеснения из Закавказья, считают большинство экспертов. Наоборот, предоставление Россией подобных гарантий компромиссного урегулирования карабахско-азербайджанского противостояния значительно усилит ее военное присутствие в регионе. При таком раскладе Россия может стать реально заинтересованной в скором урегулировании конфликта и нормализации армяно-азербайджанских и армяно-турецких взаимоотношений. Любопытно, но подобный сценарий развития процессов в регионе может во многом удовлетворить также и интересы Соединенных Штатов, одним из императивов региональной политики которых сегодня являются энергетические и транспортно-коммуникационные проекты. Последние могут быть реализованы только при условии урегулирования конфликтов и разрядки региональной напряженности. Очевидно, что уступить придется и Москве, и Вашингтону, но такие уступки могут оказаться весьма целесообразными и даже "компенсирующими".
Однако реализация такого плана урегулирования, равно как и других сценариев "игры", может оказаться далеко не соответствующей интересам армянской стороны, если в Армении не произойдет консолидации как в вопросах внутренней политики, так и в действиях внешнеполитического характера. Любопытно, 21 апреля, когда все ведущие российские телеканалы сообщали о массовых митингах в Ереване в поддержку присоединения Армении к Союзу, в Москве проходила рабочая встреча министров иностранных дел Армении и России. Очевидно, что "совместный продукт российских и армянских коммунистов - инициатива присоединения", уже ставшая рычагом внутриполитического шантажа, может вскоре стать удобным инструментом для "укрощения" армянской дипломатии. Как это ни парадоксально, но дальнейшее раскручивание "союзной идеи" в Ереване способно оказать негативное влияние также и на взаимоотношения стратегических союзников - России и Армении, уровень партнерства которых во многих аспектах и так не уступает отношениям внутри единого государства. Игры с "Союзом" реально опасны.
Ереван