ПЕРЕГОВОРЫ по проблемам вывода из Грузии российских вооружений состоялись. Главный итог прошедших на прошлой неделе двухдневных консультаций - подтверждение обязательств Москвы, сделанных осенью 1999 года в Стамбуле на саммите ОБСЕ, чтобы не позднее 31 декабря 2000 года сократить в Грузии уровень своих вооружений до 153 танков, 241 ББМ и 140 артсистем. К этому же сроку Россия обязалась, что никакой боевой техники не останется на двух российских базах в Вазиани и Гудауте, а сами базы будут ликвидированы до 1 июля 2001 года. Так было записано в Приложении # 14 Соглашения об адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе и так же, видимо, зафиксировано в соответствующем российско-грузинском протоколе от 21 апреля 2000 года.
Между тем, как отмечают военные источники, на переговорах Москва пошла на значительные уступки Тбилиси. Известно, что в Стамбульских документах (пункт 3 совместного Заявления) записано, что "грузинская сторона берет на себя обязательство предоставить российской стороне право на базовое временное развертывание своих ОДВТ с местом дислокации на объектах российских военных баз Батуми и Ахалкалаки". В документах не определен срок "временного развертывания" баз, но записано, что в течение 2000 года этот вопрос должен решиться (пункт 5 совместного Заявления). Военные эксперты говорили о том, что в интересах России сохранить базы и другие объекты в Грузии как можно дольше - на срок не менее 15-20 лет. Однако на апрельских переговорах делегация из Тбилиси предложила России в течение ближайших трех лет закрыть все военные базы, находящиеся территории республики. И российская делегация, похоже, на это согласилась. Как передал "Интерфакс", глава российской делегации вице-премьер РФ Илья Клебанов по окончании переговоров заявил, что "до конца текущего года Россия и Грузия должны договориться о сроках вывода двух других российских военных баз в Батуми и Ахалкалаки", то есть о "временном базовом развертывании" речь не идет.
Заметим, что при этом и российская, и грузинская стороны выразили удовлетворение состоявшейся встречей. До нее переговоры о передаче военных объектов Грузии вели представители армии. 3 апреля, как известно, с этой целью делегация Генштаба ВС в очередной раз собиралась вылететь в Тбилиси. Но, как сообщили военные источники, визит не состоялся, так как грузинская сторона настояла на повышении статуса переговоров до правительственного уровня. Кремль согласился и поручил это вице-премьеру Илье Клебанову. Между тем ранг грузинской делегации был ниже. Ее представляли министр иностранных дел Ираклий Менагаришвили, министр обороны Грузии Давид Тевзадзе и председатель парламентского комитета по обороне и безопасности Резо Адамия.
Главный тезис сторонников в российском правительстве ликвидации баз в Закавказье - экономический. Мол, группировку содержать дорого. Но ликвидация баз тоже дело недешевое, плюс Россия теряет там свое влияние. На сегодняшний день численность российской группировки в Грузии составляет около 10 тыс. военнослужащих, из которых около двух тысяч дислоцированы в Абхазии (1600 человек из них - миротворцы), 500 - в Южной Осетии, по 3 тыс. солдат и офицеров находятся на 62-й военной базе в Ахалкалаки (Южная Грузия) и 137-й военной базе в Вазиани (близ Тбилиси), 1,5 тыс. военнослужащих служат на 12-й военной базе в Батуми. Это немного. Почти столько, сколько наших войск в Таджикистане (вместе с пограничниками). Но, как и в Центральной Азии, несмотря на малочисленность личного состава, российская военная группировка в Закавказье, по оценкам военных экспертов, является главным сдерживающим фактором в зонах межэтнических конфликтов (Абхазия и Южная Осетия), а также внутри самой Грузии, поскольку внутриполитическая ситуация в республике нестабильна. Помимо этого, группировка выполняет внешние оборонные функции. Россия имеет на территории Грузии значительную часть вооружений и боевой техники, сопоставимой по численности с военным округом. Даже если эта техника будет сокращена до количества, определенного Стамбульским соглашением, она будет представлять мощную сдерживающую силу, поскольку в угрожаемый период на ее основе в Закавказье может быть развернута целая полнокровная армия.
Но, похоже, Тбилиси, как не раз заявляли некоторые грузинские политики, не видит для себя больших угроз, кроме как от России. Президент Грузии Эдуард Шеварднадзе уже несколько раз заявлял, что политическое руководство страны планирует к 2005 году "постучаться в двери НАТО". В 1999 году Грузия приняла участие в 165 мероприятиях, организуемых альянсом, в том числе в 9 многонациональных миротворческих учениях.
Накануне московских переговоров в Тбилиси побывала очередная делегация Североатлантического альянса под руководством заместителя генерального секретаря НАТО по вопросам оборонного планирования Эдгара Бакли. Как заявил журналистам министр иностранных дел Ираклий Менагаришвили, на встрече с ним были обсуждены и вопросы, "связанные с шагами Грузии в направлении к интеграции в европейские и евроатлантические структуры". В эти же дни в Тбилиси побывали и турецкие гости. Был подписан документ о выделении Вооруженным силам Грузии турецким правительством очередного гранта в размере 4 млн. долл. По словам замминистра обороны Грузии Григола Катамадзе, основная часть турецкого гранта - 3,7 млн. долл. - будет направлена на реорганизацию и материальное обеспечение 11-й мотострелковой бригады грузинской армии с целью приближения ее к стандартам НАТО. За последние два года Турция уже выделила грузинским военным и пограничникам около 10 млн. долл. Сейчас обсуждается вопрос о возможном выделении турецким правительством следующего такого гранта на 2001 год.
Активно дружат с Грузией и украинские военные. 19-21 апреля в Тбилиси побывал начальник Генерального штаба Вооруженных сил Украины генерал-полковник Владимир Шкидченко. В ходе его встречи с президентом Грузии Эдуардом Шеварднадзе были затронуты вопросы военного сотрудничества в рамках формирующейся региональной организации ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдова). Как сказал г-н Шкидченко, в настоящее время идет работа по созданию миротворческого батальона ГУУАМ, функции которого будут состоять в обеспечении безопасности Евроазиатского транспортного коридора. Украинская сторона готова взять на себя миссию по военному обучению такого батальона на своей территории. Шкидченко сказал и о возможном участии Украины в проводимой миротворческой операции в Абхазии.
Таким образом, ратуя за ликвидацию российских военных баз на своей территории, Грузия приглашает к себе в гости друзей из НАТО и СНГ. Москва же, несмотря на то что ее интересы игнорируются, идет на уступки Тбилиси.