"КТО СЕГОДНЯ помнит об армянах?" - спрашивал Гитлер, приступая к уничтожению евреев Европы. Кажется, весьма немногие. Когда господин Блэр помянул День памяти нацистского геноцида против евреев, он ни одним словом не обмолвился об уничтожении полутора миллионов армянских христиан оттоманскими турками в 1915 году.
Господин Блэр не упомянул о нем. Президент Ширак испуганно отказался от любого осуждающего упоминания турецкой бойни во время своего последнего визита в Бейрут, где проживают десятки тысяч потомков жертв геноцида. Правительство США предпочитает забыть Холокост армян, в то время как турки - наследники империи, осуществившей наихудшее зверство Первой мировой войны, - настойчиво отрицают факт геноцида...
Таков основной эмоциональный запал статьи в британской газете. Далее автор пишет о том, что важно, кто делает выбор, какой геноцид достоин памяти, а какой - нет? Шесть миллионов евреев, уничтоженных нацистами, должны навсегда занять место в нашей истории, нашей памяти, наших опасениях. Но, увы! Армянам, нашедшим смерть в реках южной Турции, десятками тысяч уничтоженных в пустынях северной Сирии, армянам, чьи жены и дочери были обесчещены и зарезаны турецкими жандармами и их курдскими пособниками, - им нет места в нашей памяти. Турция - наш друг. Турция когда-нибудь станет членом Европейского союза. Турция - союзник Израиля. История и в самом деле жестока. "Симпатии армянского населения Турции были на стороне Антанты, в то время как турецкая армия воевала с британцами и французами, а армяне - в составе царской русской армии - воевали против Турции", - пишет The Independent.
Движение младотурок, некогда провозгласившее себя либеральной организацией, которую поддерживали армяне, установило контроль над умирающей империей и восприняло идею пантюркизма, призывающую объединить тюркоговорящих мусульман от Константинополя до Баку. В течение недель после победы в 1915 году над войсками союзников при Дарданеллах они обрушились на армян. Черчилль заявил в то время о "безжалостной фурии", набросившейся на христианское меньшинство. Посол США в Константинополе - по национальности еврей - посылал в Вашингтон душераздирающие сообщения о массовой бойне.
Далее Роберт Фиск говорит о позиции США по отношению к Турции: "Ни одна американская компания, поставляющая вооружение в Турцию, не станет обсуждать Холокост 1915 года. Работы американских ученых-тюркологов в университетах США финансируются правительством Турции. По утверждениям этих ученых, они используют архивы Оттоманской империи, но, чтобы иметь свою работу, они никогда не станут осуждать бойню 1915 года. И они распространяют ложь о том, что армяне - всего лишь жертвы "гражданской войны" и в хаосе 1915 года гибли также и турки".
Да, турки умирали. Но не так страшно, как армяне, утверждает британский автор. "Любой, кто напишет, что евреи были жертвами войны в Европе и что "немцы тоже погибали", будет заклеймен как неонацист. Совсем другое дело, если вы отрицаете армянский Холокост".
Вот хотя бы это письмо: "Миф об "армянском Холокосте" был создан непосредственно после Первой мировой войны с надеждой, что армяне за свои "страдания" получат часть распадающейся Оттоманской империи. Таким образом, его авторы преследовали в основном политические и территориальные цели". Теперь попробуйте заменить слово "армянский" на "еврейский". Кто осмелится направить письмо о "мифе еврейского Холокоста" как изобретении евреев, возжелавших вознаграждения за свои "страдания"? Кто осмелится хотя бы опубликовать такую ложь? Но такое письмо было написано об армянах. И оно было написано послом Турции в Израиле Барлашем Озенером, напечатано полностью в Jerusalem Post.
"Но мы, европейцы, столь же лживы, как и осторожны. Вот хотя бы как господин Ширак в Бейруте. Французский парламент осудил армянский Холокост 1915 года - есть ведь люди принципа во французской политике. Но не Ширак. Когда его два года назад спросили об этой резолюции, он ответил: "Я не комментирую вопросы внутренней (!) политики, находясь за рубежом". Такой ли были бы его реакция, если бы парламент денонсировал еврейский Холокост?" - задает вполне риторический вопрос г-н Фиск.
Армян, выживших при геноциде, осталось очень мало. Почему же никто не спросил об их памяти? У Муса Дага, а позже у Смирны в 1920 году британские, французские и американские суда спасали немногих армян, переживших первый Холокост. Но господин Блэр хранил молчание. А молчание - знак согласия.