ДИАЛОГ в рамках группы "Шесть плюс два", начало которому положила Ташкентская декларация по основным принципиальным направлениям решения афганской проблемы - примирения сторон, - одобренная Организацией Объединенных Наций, к сожалению, в настоящее время носит вялотекущий характер и, будучи таковым, едва ли способен по-настоящему оздоровить обстановку в Центрально-Азиатском регионе. Это обвинения работы группы, в которую входят авторитетнейшие государства мира, среди которых, кстати, три члена Совета Безопасности ООН - Россия, США и Китай, - прозвучали на встрече президентов четырех государств - Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана, собравшихся в конце прошлой недели в Ташкенте.
На пресс-конференции, организованной после окончания этой встречи, где перед журналистами выступили главы этих государств Н.Назарбаев, А.Акаев, И.Рахмонов и И.Каримов, с наиболее резкой критикой выступил таджикский президент, буквально заявивший, что группа "Шесть плюс два" просто-напросто обводит вокруг пальца мировое сообщество, лишь делая вид, что что-то делает, а обстановка в Центральной Азии в это время все более накаляется.
Страны этого региона оказались под дамокловым мечом Афганистана - государства, ставшего не только военным полигоном, но и рассадником террористов и наемников. Проходящие сегодня подготовку в тамошних военных лагерях завтра способны прийти с оружием в любую горячую точку мира.
Примечателен факт: эта нищая, голодающая страна, не имеющая, кстати, ни одного предприятия по производству оружия, однако, буквально им нашпигована. Откуда оно? Кто помогает этой стране вооружаться? Почему война, длящаяся здесь вот уже двадцать лет, война, из-за которой погибают невинные люди, которая породила более шести миллионов беженцев, так до сих пор и не заставила международное сообщество принять радикальные меры, способные наконец остановить здешнюю гражданскую войну, погасить очаг напряженности? Эта напряженность перешагнула границы самого Афганистана и, пока в этой стране не будет мира, говорить о безопасности региональной просто невозможно. Идет процесс дестабилизации обстановки и в государствах-соседях, в том числе в странах Центральной Азии.
Причем претензий государств, считающих себя оплотом демократии, к внутренней политике стран Центрально-Азиатского региона немало. Высокопоставленные чиновники из стран Европы и США, периодически приезжающие сюда, считают своим долгом поучать, в частности, Узбекистан, что, мол, и реформы свои вы проводите половинчато, и демократические институты у вас развиты плохо, однако при этом будто бы не замечают, что дестабилизация обстановки здесь происходит не из-за безработицы, не из-за недовольства граждан этих стран проводимой правительством социальной политикой, не из-за возникших этнических проблем, а из-за угрозы безопасности, исходящей из соседнего Афганистана, где произошел симбиоз международного терроризма и религиозного фанатизма, где экстремизм поднял зеленый флаг ислама. И эти угрозы соседней страны с огромной концентрацией отъявленных бандитов-фанатиков не дают возможности центральноазиатским странам заниматься вопросами обновления, демократических преобразований, спокойно решать вопросы дальнейшего развития рыночной экономики, интеграции в мировую экономику.
"Я неоднократно объяснял это с высоких трибун, - рассказал журналистам узбекский президент И.Каримов. - Вот и в последний раз, выступая в Стамбуле на заседании ОБСЕ перед руководством этой авторитетной международной организации, говорил:
- Господа! Вы живет в Европе, которая далеко от Афганистана, и вам, вероятно, трудно понять внешний фактор, который дестабилизирует обстановку в наших центральноазиатских государствах, и прежде всего в Таджикистане и Узбекистане. И зря вы пытаетесь всем нам внушить, что, если мы будем форсировать реформы, этого вполне достаточно, чтобы решить вопрос завтрашнего благополучия. Это если и действительно так, то лишь частично. А главное, нам нужно покончить с угрозой, которая постоянно висит над нами, когда по соседству в лагерях бандитов, диверсантов готовятся террористы, намеревающиеся с оружием в руках установить у нас новый порядок, когда идет мощнейшая идеологическая экспансия. Посмотрите, какое количество подрывной литературы поступает в регион, сколько миссионеров пытаются нашу священную религию ислам политизировать. Мы видим в Афганистане серьезную внешнюю угрозу безопасности и вправе просить, чтобы мировое сообщество серьезно, радикально занялось этой проблемой..."
Мировое сообщество медлит в своих действиях, и четыре центральноазиатских государства решили, что им пора объединиться, чтобы вместе защититься от Международного экстремизма, в том числе и религиозного. С этой целью и было на минувшей неделе подписано четырехстороннее соглашение, предусматривающее совместные действия Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана при опасности угрозы любому из них. И вновь на пресс-конференции прозвучала мысль, высказанная недавно в Душанбе секретарем Совета безопасности России С. Ивановым, о возможности, если это будет сочтено нужным, нанесения превентивного удара по базам террористов.
Подписанный в Ташкенте четырехсторонний документ требует ратификации в парламентах страны. И нет никаких сомнений, что ратифицирован он будет в самое ближайшее время. Тянуть никак нельзя: вооруженного нападения банд религиозных экстремистов на государства Центральной Азии ожидают, как только растает в горах снег и перевалы станут проходимыми. День этот с каждым часом все ближе.
Ташкент