Именно так представляли себе младотурки окончательное решение "армянского вопроса". |
ДЛЯ ВЕРНОГО представления генезиса процесса массового уничтожения армян в Турции необходимо изучение динамики исторического развития событий, имевших место в Османской империи, в частности во второй половине XIX и в начале XX века. К тому времени Армения в результате многовековых войн была разделена на две неравные части, которые получили название Западная Армения (Турция) и Восточная Армения (Россия).
На территории Западной Армении проживало почти три миллиона армян, которые, будучи христианами, подвергались национальному, религиозному и административному гнету. Армяне неоднократно поднимали восстания, защищая свои земли, имущество, культуру и, естественно, свою жизнь. При этом они ставили вопрос перед великими державами, особенно перед Россией, о защите и предоставлении им помощи в достижении независимости. В результате этих усилий проблема вошла в повестку дня международной дипломатии. Это прежде всего было связано с внутренним культурным и социальным развитием армянского народа, ростом национального самосознания. Содействовала этому и Россия: исходя из своих национальных традиций, нравственного долга защиты христиан и сообразно собственным внешнеполитическим интересам. Армяне и их положение в Турции стали предметом дипломатических отношений и международного права после Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. и Берлинского конгресса в 1878 г. Именно 61-я статья конгресса трактовала содержание реформ в армянских областях Османской империи. Но Турция постоянно нарушала эти договоренности, стремясь физически подавить и уничтожить армян.
Турецкие историки и политики, не признавая факта геноцида, стараются связать процесс депортации армян во время Первой мировой войны с их стремлением освободиться от турецкого господства с помощью западных держав и России. Но это в корне неверно. Обращение армян к великим державам (а к ним обращались и болгары, и румыны, и сербы) стало лишь поводом для осуществления геноцида. Армянофобская политика правящих кругов Турции была следствием целого ряда причин и целей, которые преследовали эти круги в своей внешней и внутренней политике.
Младотурецкое правительство руководствовалось доктриной пантюркизма, в основе которой лежала шовинистическая идея объединения всех тюркоязычных народов в единое государство под эгидой Турции. Пантюркизм сформировался в конце XIX века как идеология народившейся турецкой национальной буржуазии. Пантюркизм, по существу, сменил исповедовавшийся до этого правящими кругами Османской империи османизм, когда стало ясно, что мирная ассимиляция нетурецких народов империи недостижима. Доктрина пантюркизма оказалась направленной против армян - внутри империи, а вне ее - против России. Превращение Турции в государство одной нации - турецкой - надо было начать с ликвидации армян в империи. Но и остальная часть армянского народа, население Восточной Армении, также была препятствием для осуществления сумасбродной идеи "Великого Турана", который, согласно вожделениям турецких шовинистов, должен был включать помимо Турции также Закавказье, Северный Кавказ, Крым, Поволжье и Среднюю Азию.
Во второй половине XIX века под воздействием бурного развития мировой экономики в Турции наряду с инонациональной компрадорской буржуазией начала возникать местная турецкая буржуазия, интересы которой стали сталкиваться с интересами армянской, греческой, еврейской буржуазии, доминирующих в турецкой экономике. Требуя для себя "место под солнцем", новая турецкая буржуазия, имея в своих руках рычаги правления, делала все для уничтожения "конкурентов". В этом заключается еще один аспект политики геноцида армян. Свою роль сыграло и отношение западных армян к России, которая считалась в Турции извечным врагом. Во время русско-турецких войн армянское население Западной Армении не скрывало свою лояльность к русским, чем вызывало ярость турок. Прорусская ориентация западных армян была сполна использована турецкими властями для создания атмосферы ненависти и нетерпимости к ним, осуществления геноцида с целью окончательного закрепления за Турцией исторической родины армян.
Современные турецкие общественные деятели, историки и политологи, за редкими исключениями, стараются доказать, что геноцида как такового не было, а была депортация армянского населения с территорий, которые могли подвергнуться российской оккупации. Как отмечает турецкий историк Тонар Акчам, "независимо от того, дошло бы дело до вступления Турции в войну, должны были быть сформированы вооруженные банды для проникновения на русскую территорию". Именно более чем лояльное отношение армян, проживающих на территориях, примыкающих к границам Российской империи, не давало возможности младотурецкому правительству претворить в жизнь свои планы.
Официальное решение о депортации, принятое на заседании правительства 27 мая 1915 г., было опубликовано 1 июня 1915 г. в правительственной газете под названием "Временный Закон о мерах, обязательных к исполнению войскам против лиц, противодействующих в военное время осуществлению правительственных мероприятий". Этот закон был принят сразу после декларации союзников (Англия, Франция и Россия) от 24 мая 1915 г. Документ содержал обвинения турецких властей в преступлении против человечества и заявления о том, что лица, непосредственно виновные в убийствах, будут привлечены к суду.
Декларация свидетельствует, что план уничтожения армян был давно задуман турецким правительством и об этом знали великие державы, особенно после событий 24 апреля 1915 г. в Стамбуле, когда за одну ночь были арестованы все видные армянские деятели - политики, историки, писатели, банкиры... Этим был нанесен удар по руководству армянской общественности. В результате армяне не смогли организовать достойное, широкомасштабное сопротивление вандализму. Турецкий Военный трибунал, который уже после поражения Турции в войне обвинил руководителей младотурецкого правительства в геноциде армян, в своем приговоре отметил, что "решение об истреблении армян было принято в ЦК партии Иттихад (правящая партия младотурок. - В.О.), а депортация и резня являлись чем-то вроде "чистки", ибо они должны были радикально решить армянский вопрос". Фактически продолжая эту мысль, Тонар Акчам свидетельствует, что "с внешнеполитической точки зрения этот план был направлен на реализацию пантюркистских целей; с внутриполитической - на устранение христианской части населения Турции".
О том, что геноцид армян в Турции непосредственно ущемлял интересы России, говорится в заявлении Госдумы РФ от 14 апреля 1995 г. об осуждении геноцида армянского народа 1915-1922 гг. В этом документе отмечается, что "по инициативе России европейские великие державы еще в 1915 г. квалифицировали действия Турецкой империи в отношении армянского народа как "преступление против человечества", отмечая, что физическое уничтожение братского армянского народа на его исторической родине было совершено с целью создания условий для разрушения России".
Как уже отмечалось, турецкие аналитики, не признавая факта геноцида, соглашаются с тем, что имела место частичная депортация армян. Но интересно, что в Заключении турецкого Военного трибунала содержится именно квалификация "геноцид". Трибунал исходил из материалов заседания суда над младотурецкими лидерами от 22 апреля 1919 г. Тогда, как говорится в протоколе заседания, "прокурор представил двенадцать шифрограмм, показывающих, что слово "депортация" было кодовым для слова "резня" ("кесим")".
Возвращение к историческим событиям и требование соответствующей политической оценки имеет целью избежать повторения трагедии. Сегодня приходится с горечью констатировать, что геноцида армян в Сумгаите, Баку, Кировабаде десять лет назад могло бы не быть, если бы была дана своевременная, справедливая оценка действий младотурок.
После распада СССР на авансцену мировой политики вновь вышли проблемы, казавшиеся окончательно решенными. Одна из таких проблем - пантюркизм, который начал новое наступление на Кавказ, пытаясь вытеснить оттуда Россию. Министр Турецкой Республики по связям с тюркоязычными республиками бывшего СССР Абдулхалук Чей заявил, что так как Турецкая Республика является "преемницей Великой Османской империи", то она должна продолжать политику объединения всех тюркских земель. Поэтому сегодня, когда Кавказ и Закавказье в очередной раз стали "камнем преткновения" для великих держав и России приходится ценой титанических усилий отстаивать свое "право" на влияние в регионе и сохранение целостности своей территории, армяне опять оказались в фокусе противоборства заинтересованных сторон. Одна из них, Турция, не отказываясь от идеи пантюркизма, пытается усилить свое влияние в Закавказье, имея в качестве союзника Азербайджан.
Активизация идеи пантюркизма подразумевает огромную опасность в первую очередь для армян и армянского государства. Но это означает также усиление влияния Турции и в районе Большого Кавказа. Немецкая газета "Берлинер цайтунг" писала: "Успехи России на Кавказе являются в первую очередь поражением Турции, которая еще в начале 90-х гг. хотела расширить свое влияние в регионе". Во многом по этой причине после возникновения независимого Азербайджана армяне Арцаха (Нагорный Карабах), опираясь на исторический опыт армянского народа, подвергавшегося геноциду в Турции и сопредельных с Азербайджаном территориях в начале XX века, объявили о создании Арцахской Республики, возникновение которой вместе с фактом подавления кровавого мятежа ваххабитов на Кавказе обусловило очередное поражение идеи пантюркизма, создавая условия обеспечения безопасности армян и армянского государства.
Думается, что только полное признание факта геноцида со стороны Турции и международной общественности, справедливая политическая оценка событий 1915-1922 гг. в Турции и в Закавказье создадут определенные условия для мирного сосуществования народов, проживающих в этом регионе.