АГЕНТСТВО по международному развитию при правительстве США (USAID) распространило на днях специальный рапорт об оказанном содействии Нагорному Карабаху и лицам, пострадавшим от карабахско-азербайджанского конфликта. Эти программы USAID осуществляет по прописанным конгрессом США законам, которые обязывают американское правительство оказывать прямую помощь Нагорному Карабаху, а также осуществлять программы по постконфликтной реабилитации социального, физического и психологического состояния населения в самом Нагорном Карабахе и сопредельных районах Азербайджана и Армении.
Примечательно, что в представленном правительством США рапорте, равно как и в соответствующих законодательных актах, Нагорный Карабах рассматривается как самостоятельная единица. В документах говорится о непосредственном сотрудничестве правительственных организаций США с властями Нагорного Карабаха и соответствующими органами карабахского кабинета министров. В частности, подчеркивается факт утверждения американских гуманитарных программ Министерством здравоохранения Нагорного Карабаха. Таким образом, на протяжении трех последних лет США и Армения стали единственными странами, оказывающими официальное содействие правительству Нагорного Карабаха, что интерпретируется не иначе как фактическое признание этими государствами НКР.
Следует отметить, что осуществляемые USAID программы имеют также ощутимое гуманитарное значение как для населения Нагорного Карабаха, так и для граждан Азербайджана и Армении, пострадавших от карабахского конфликта. Согласно представленному рапорту, в период 1998-1999 гг. США ассигновали 11,8 млн. долл. для реализации программ на территории Нагорного Карабаха и 6,7 млн. долл. в сопредельных районах, также пострадавших в ходе вооруженного противостояния. Программы в Нагорном Карабахе, в частности, включают в себя строительство родильного дома (которое уже близится к завершению), восстановление жилищного комплекса, реабилитацию медицинских учреждений психиатрической направленности, развитие малого бизнеса и, прежде всего, предоставление целевых мини-кредитов женскому населению. Нереализованными остаются программы по восстановлению медицинского центра в Мардакерте и водоснабжению ряда сельских районов. Общий проект мероприятий также подразумевает содействие развитию пчеловодства в крае, за осуществление которого отвечает калифорнийская организация "Армянская технологическая группа". Важнейшим элементом программы является, кроме того, повышение уровня медицинского обслуживания и квалификации персонала в Степанакерте, Мардакерте, Аскеране и ряде других районов Нагорного Карабаха. Координация всех программ в основном осуществляется либо через офисы в Степанакерте, либо через их головные представительства в Ереване. Уровень реализации проектов сегодня составляет 70% намеченного, что становится предметом постоянного недовольства со стороны американских законодателей и, в частности, членов проармянской группы конгресса (Armenian Caucus). Резкой критике за "медлительность" подверг недавно USAID сопредседатель группы от Демократической партии, член палаты представителей Фрэнк Паллоун. Последовательная позиция конгрессменов оказалась весьма плодотворной. USAID взяло на себя обязательство активизировать программы оказания американской правительственной помощи Нагорному Карабаху, что имеет не только важнейшее социально-экономическое значение, но и приносит очевидные политические дивиденды самопровозглашенной республике.
Следует отметить, что программы правительства США по оказанию содействия Нагорному Карабаху вызывают резко негативную реакцию бакинских властей. Наблюдатели в Азербайджане все чаще говорят о "предательстве Америки", которая, "как и Россия, оказалась на стороне армян". Опыт последних, по убеждению азербайджанских политиков, может оказаться весьма полезным и научить Баку "сидеть сразу на двух стульях - американском и российском". Характерно, что этот факт сегодня признает даже официальный Ереван. Министр иностранных дел Армении Вардан Осканян заявил недавно, что в последнее время наметилась тенденция явной популяризации политики комплиментарности внешнеполитических отношений, которую проводит администрация президента Роберта Кочаряна. По словам Осканяна, сегодня Азербайджан склонен идти именно по этому пути и делает попытки сбалансировать свой внешнеполитический курс. Такая тенденция, как полагают многие эксперты, может привести к уменьшению напряженности на Южном Кавказе и создать более благоприятные условия для урегулирования региональных конфликтов.