"Оборот наркотиков несет угрозу миру и безопасности региона Центральной Азии. Увеличение потока афганских опия и героина через страны этого региона привело к тому, что регион стал самым важным районом в мире по контролю за наркотиками и одним из наиболее нуждающихся в международной поддержке". Это цитата из недавнего выступления генерального директора управления ООН по контролю за наркотиками и предупреждению преступности г-на Пино Арлакки.
Действительно, в 1999 году более 75% мирового производства опиатов шло из Афганистана. Это составляет ни много ни мало 4600 метрических тонн опия - в два раза больше, чем это было в году предшествующем. Причем, по подсчетам специалистов, до 65% наркотиков проходит через государства Центральной Азии в Россию, оттуда - в Западную Европу и дальше.
Столь значительные цифры не могут не вызывать серьезную озабоченность. В столице Республики Узбекистан Ташкенте, где находится штаб-квартира Регионального представительства управления ООН по контролю за наркотиками и предупреждению преступности в Центральной Азии, в преддверии Венского конгресса встретились представители правоохранительных органов из всех государств Центральной Азии и ряда других стран, в том числе и России, дипломаты и эксперты, чтобы обсудить актуальные вопросы, требующие укрепления сотрудничества в деле борьбы против транснациональной организованной преступности. Участники встречи констатировали: наркобизнес, укрепивший за последние годы свою власть над экономикой, разрушает верховенство закона в регионе.
Все пять республик Центральной Азии, находящиеся в переходном периоде, - Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения и Узбекистан - столкнулись и с новыми формами преступности, которые подрывают их безопасность и стабильность. Это торговля людьми и огнестрельным оружием. Согласно отчету государственного таможенного комитета Республики Узбекистан, в прошлом году в этой стране было изъято около 2000 единиц огнестрельного оружия и патронов, около 200 кг взрывчатых веществ. В Казахстане гражданами добровольно сданы или изъяты правоохранительными органами около 15 000 единиц огнестрельного оружия. В Туркмении государственная пограничная служба изъяла свыше 2000 единиц боеприпасов и большое количество огнестрельного оружия. Судя по многочисленным взрывам в Таджикистане, здесь тоже накоплено значительное количество вооружений и боеприпасов, взрывчатых веществ. Местом массового проникновения вооруженных групп и захвата заложников в Баткенской области осенью прошлого года стала Киргизия.
Называется и еще одна проблема, характерная для государств Центральной Азии. Согласно отчетам, в 1999 году около 500 человек нелегально проникли на территорию Туркмении. Государственная пограничная служба этой страны выявила среди них множество перевозчиков наркотиков, огнестрельного оружия, материальных ценностей, товаров народного потребления и крупного рогатого скота. В Казахстане, по сообщениям местной прессы, правоохранительные органы представили доказательства для возбуждения уголовных дел по нарушениям паспортного режима против 77 тысяч человек. Около 12 тысяч было депортировано.
Организованная преступность в Центральной Азии принимает различные формы. Например, в Узбекистане сообщается о случаях незаконного оборота золота и цветных металлов. У преступных элементов было изъято около 12 кг чистого золота, около 200 человек было привлечено к уголовной ответственности за хищение цветных металлов. В Казахстане преступная деятельность затронула некоторые секторы промышленности, сферу производства зерна, ряд других отраслей. С недавнего времени в этой стране отмечаются такие виды преступлений, как изготовление фальшивых документов, кражи автомобилей, похищения людей, вымогательства, заказные убийства.
Участники ташкентской встречи рассмотрели вопросы сбора, анализа и обмена оперативной информацией о транснациональной организованной преступности, подчеркнув важность координации работы различных правоохранительных органов, а также необходимость международного сотрудничества, особенно в области пограничного контроля. В этой связи были отмечены важность и своевременность организации странами СНГ при ФСБ России Центра по борьбе с международным терроризмом.