0
1196
Газета СНГ Интернет-версия

20.04.2000 00:00:00

В поисках вариантов

Степан Писаревич

Об авторе: Степан Писаревич - первый заместитель управляющего делами Исполкома Союза Беларуси и России.

Тэги: таможня, Союз


В КОНЦЕ апреля исполнится год с того момента, как Высший Совет утвердил меры по завершению формирования единого таможенного пространства Союза Беларуси и России. Сейчас практически полностью унифицированы Таможенные кодексы наших стран, действуют одинаковые таможенные режимы, порядок таможенного оформления и контроля, правила определения таможенной стоимости товаров и страны их происхождения для взимания таможенных платежей. Сегодня, как это и предусмотрено Соглашением о Таможенном союзе, в торговле между Белоруссией и Россией в отношении товаров национального происхождения отменены таможенные пошлины, количественные ограничения и таможенный контроль.

Соглашением о Таможенном союзе определены цели, принципы и этапы формирования единой таможенной территории, а решением Высшего Совета от 28 апреля 1999 г. установлено, что таможенная территория Республики Беларусь и таможенная территория Российской Федерации образуют таможенное пространство Союза Беларуси и России, на котором не применяется таможенный контроль и таможенное оформление, взимание пошлин, другие ограничительные меры по регулированию каждым государством-участником Союза взаимной торговли и торговли товарами, происходящими с территории третьих стран.

На практике формирование Таможенного союза оказалось намного сложнее, чем это представлялось в начале его создания. Полноценный Таможенный союз, который создают наши страны в соответствии с Соглашением от 1995 г., предполагает объединение их таможенных территорий в единую таможенную территорию. Именно единую таможенную территорию, а не единое таможенное пространство. Это совершено другой правовой статус.

По терминологии Всемирной торговой организации, таможенная территория - это территория, в отношении которой действуют отдельные тарифы и другие меры регулирования торговли для существенной части торговли такой территории с другими территориями. Также по терминологии ВТО, таможенный союз - это замена двух или нескольких таможенных территорий одной таможенной территорией таким образом, чтобы пошлины и другие ограничительные меры регулирования торговли были бы отменены в отношении практически всей торговли товарами, происходящими с этих территорий. Одновременно все таможенные территории, образующие таможенный союз, применяют общие таможенные пошлины и другие меры регулирования торговли в отношении неучаствующих стран.

На этом этапе предполагается, что формирование взаимоотношений таможенного союза с третьими странами может осуществляться путем делегирования соответствующих национальных полномочий одной стране. Или эти полномочия могут быть переданы межгосударственному органу. Договором о создании Союзного государства предусмотрено, что единая торговая и таможенно-тарифная политика в отношении третьих стран, международных организаций и объединений относится к исключительному ведению Союзного государства.

Система таможенно-тарифного регулирования включает в себя товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности, таможенный тариф, систему льгот и преференций, механизм согласования решений, правила определения страны происхождения товаров и ряд других мер. По каждому из этих направлений в рамках Союза Беларуси и России создана определенная нормативно-правовая база, хотя совершенной и отвечающей требованиям Таможенного союза ее в полной мере пока назвать нельзя. Для согласования торговой политики в отношении третьих стран и международных организаций создан механизм регулярных консультаций, начата работа по выработке согласованной позиции по присоединению к ВТО. Для оперативного взаимодействия в этой сфере создана рабочая группа, в которую входят эксперты двух стран.

К сожалению, в этом направлении существует еще ряд проблем. Прежде всего имеются различия в уровнях ставок таможенных пошлин, акцизов и налога на добавленную стоимость, действующих в Республике Беларусь и Российской Федерации. Анализ ситуации свидетельствует, что эти различия в большинстве случаев являются результатом односторонних действий российской стороны, которая на протяжении существования Таможенного союза неоднократно вносила изменения в свой национальный внешнеторговый режим. При этом часто интересы Беларуси не принимались во внимание. Это приводит к тому, что белорусские тарифы все время как бы догоняют российские.

В мае 1995 г. президентами Белоруссии и России были приняты указы об отмене таможенного контроля на внутренней таможенной границе наших государств. Однако Государственный таможенный комитет Российской Федерации начиная с ноября 1996 г., не имея правовых оснований, то вводил, то отменял своими указаниями и распоряжениями таможенный контроль в отношении ввозимых в Россию из Белоруссии товаров, которые происходят из третьих стран и прошли таможенную очистку в Белоруссии. Введение Российской Федерацией таможенного контроля товаров третьих стран, выпущенных в свободное обращение в Республике Беларусь, противоречит пункту 2 статьи 6 Соглашения, предусматривающему безусловную отмену таможенного контроля на общей границе. Такая мера, формально даже не затрагивающая национальные товары, тем не менее создает ограничения и трудности во взаимной торговле. Тем более ситуация может усугубиться, если белорусская сторона введет таможенный контроль, который сейчас отсутствует.

Имеющиеся различия в таможенных пошлинах, а также наличие множественности курсов белорусской валюты делает в ряде случаев более выгодным ввоз товаров из третьих стран в Россию через Белоруссию. При этом иногда приводятся цифры огромных потерь российского бюджета, от 6 млрд. до 600 млн. долл. Но подобная ситуация касается и Белоруссии - в отношении тех товаров, которые ввозятся из России и происходят из третьих стран. Не секрет, что львиная доля бытовой техники, аудио-, видеотехники и некоторых других товаров поступает в Белоруссию из России. Эти товары, как правило, поставляют коммерческие структуры или челноки.

Сведения ГТК Республики Беларусь свидетельствуют о том, что суммы таможенных платежей, которые могли быть взысканы с импортных товаров из третьих стран, ввезенных в Республику Беларусь из Российской Федерации, составляют в месяц около 3 млн. долл., а суммы таможенных платежей с товаров из третьих стран, выпущенных в свободное обращение на территории Республики Беларусь и затем ввезенных в Российскую Федерацию - около 2,3 млн. долл. Как видим, нет никаких миллиардных потерь ни для российского, ни для белорусского бюджетов.

Когда в 1995 г. президенты обоих государств отменили таможенный контроль, они прекрасно понимали, что делают. Знали они и о товарах из третьих стран. Упор был сделан на то, чтобы ужесточить таможенный контроль на внешних границах Союза Беларуси и России. В этих целях была утверждена совместная программа первоочередного развития таможенной инфраструктуры на территории Республики Беларусь на период 1997-2000 гг. Программой предусмотрено строительство восьми таможенных пунктов пропуска на границе с Польшей и прибалтийскими странами. На эти цели за последние два года из бюджета Союза Беларуси и России выделено 176,4 млн. руб.

Согласно статье 5 Соглашения о Таможенном союзе, временное ограничение во взаимной торговле может быть введено одной из сторон только в строго оговоренных случаях и по установленной в этой статье процедуре. Чтобы более оперативно рассматривать возникающие проблемы, при Исполкоме Союза Беларуси и России создана комиссия по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию. Думается, что она будет активно работать и оперативно реагировать на изменяющуюся ситуацию.

Имеется несогласованность в некоторых других мерах регулирования внешнеторговой деятельности.

Сейчас очень важно сделать правильные выводы из пятилетней истории Таможенного союза. Надо незамедлительно начать серьезную работу по созданию единого таможенного тарифа Союзного государства. Должна быть единая система управления таможенным делом, четко определен механизм взаимодействия и изменений на единой таможенной территории Союзного государства. Согласованные решения должны быть приняты в ближайшее время и найден приемлемый вариант для обоих государств. В противном случае в российско-белорусских отношениях появятся трения, которые никак не отвечают интересам наших стран.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1633
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1017
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
736
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1007

Другие новости