ПОСЛЕ нескольких тяжелейших лет транспортно-энергетического кризиса и лишений, связанных с противостоянием в Карабахе, к середине 1995 года правительству Армении удалось полностью решить проблему электроснабжения. Этому помогла реанимация Мецаморской АЭС, но основную роль сыграли организационно-финансовые меры. Неплательщиков стали отключать от электроснабжения без каких-либо исключений и поблажек, а тарифы на электроэнергию были поэтапно подняты во много раз. Все это позволило сделать электроснабжение населения круглосуточным, в том числе и в зимний период. Последнее обстоятельство актуально: газоснабжение на большей части территории страны до сих пор не восстановлено, а центральным отоплением пользуются лишь несколько районов Еревана. Поэтому электричество играет в жизни населения, хорошо помнящего три кошмарные блокадные зимы 1991-1994 гг., особую, в какой-то степени магическую роль. Восстановление постоянного энергоснабжения стало ощутимым политическим фактором, заставив людей поверить в возможность позитивных перемен.
Сегодня создалась реальная опасность, что страна вновь будет отброшена к необходимости веерных отключений. Можно себе представить политико-психологические последствия такого развития событий. Причина же в том, что международная группа компаний ITERA на днях вдвое сократила подачу газа в Закавказье, поскольку и Тбилиси, и Ереван задолжали ей соответственно 70 млн. и 30 млн. долл. Как сообщил Интерфакс со ссылкой на пресс-службу корпорации, она "вынуждена была прибегнуть к этой мере в связи с хроническими неплатежами за приобретенное сырье, а также в связи с отсутствием со стороны правительств Грузии и Армении реальных шагов, направленных на решение проблемы образовавшейся задолженности".
Поскольку уменьшение газопоставок произошло весной, это несколько облегчает ситуацию, однако в любом случае армянское правительство должно срочно изыскать финансовые средства для покрытия долга. Отсутствие серьезной налогооблагаемой базы, резкое сокращение инвестиций и низкая платежеспособность населения заставляют предположить, что единственным возможным источником получения денег могут быть лишь международные финансовые организации. Последние, однако, явно охладели к Еревану, что объясняется нестабильной внутриполитической обстановкой в стране после трагедии в парламенте 27 октября прошлого года.
По существу, проблемы с газоснабжением еще более ослабляют позиции правительства, которое, как известно, находится в весьма непростых отношениях с президентом Робертом Кочаряном. В случае если исполнительной власти не удастся удержать ситуацию в сфере электроснабжения, у главы государства появится еще один, причем весьма серьезный козырь в борьбе со своими политическими оппонентами.
Любопытно, что некогда газ поступал в Армению из Туркмении и обе стороны сумели разработать и внедрить взаимовыгодную систему платежей, позволявшую Еревану частично рассчитываться с Ашхабадом изделиями ювелирной, местной и пищевой промышленности. После того как ITERA полностью взяла поставки голубого топлива в свои руки, обе страны попали в зависимость от этой компании, а их кооперация была подорвана.
Сегодня Армения и Грузия активно ищут альтернативные источники энергоснабжения. Активизировались подготовительные работы по строительству газопровода из Ирана, к которому, кстати, могут быть подключены и туркменские, и азербайджанские поставщики. Однако ввод этого газопровода в строй - дело не ближайшего будущего. Можно предположить, что зависимость Еревана от внешних поставщиков еще не раз будет причиной разнообразных внутриполитических коллизий и перемен.