СУДЯ ПО ВСЕМУ, проекту Транскаспийского газопровода опасность угрожает явно не с той стороны, откуда ее ждали. Если до сих пор главным препятствием для реализации этого амбициозного плана считались противоречия между Баку и Ашхабадом, связанные сначала с неурегулированной проблемой принадлежности ряда спорных месторождений в центре Каспия, а затем с распределением квот между Азербайджаном и Туркменией в будущей "трубе", то сегодня неопределенность с началом строительства газопровода трудно объяснить чем-то иным, кроме явного охлаждения к проекту официального Вашингтона.
Очередной серьезный повод усомниться в искренности американских кураторов проекта предоставил спецсоветник президента и госсекретаря США Джон Вулф, заявивший в минувшую субботу, что реализация проекта зависит от переговорного процесса между Азербайджаном и Туркменией.
Довольно странное заявление для дипломата, непосредственно и каждодневно занимающегося вопросами, связанными с проектом. Во-первых, еще при предшественнике Джона Вулфа, а им был Ричард Морнингстар, миссию которого, кстати, в Ашхабаде считают куда более эффективной, было достигнуто согласие руководства Туркмении не ставить работу над "Транскаспием" в прямую зависимость от переговорного процесса по проблемам принадлежности спорных месторождений. А во-вторых, президенты Гейдар Алиев и Сапармурат Ниязов недавно сумели договориться об объеме квот для туркменского и азербайджанского газа в трубопроводе, которые должны составить соответственно 25 и 5 млрд. куб. м.
Казалось бы, самые серьезные барьеры на пути "Транскаспия" устранены, и дело теперь только за спонсорами проекта. Но субботнее заявление Джона Вулфа лишь подтвердило пессимизм некоторых наблюдателей, считающих, что до окончания предвыборных коллизий в США вряд ли стоит рассчитывать на практические шаги по реализации "Транскаспия". Кстати, осторожные сомнения в этом же русле выражал еще в конце прошлого года и туркменский лидер Сапармурат Ниязов, высказавшийся в том духе, что, мол, в ходе этой предвыборной борьбы "не знаешь, с кем решать вопросы".
При этом Туркмения не опасается того, что с приходом нового руководства в США может быть скорректирована политика Вашингтона в отношении Ирана и, стало быть, отпадет за ненадобностью сама идея тянуть газопровод по дну Каспия, ибо гораздо экономичнее проложить его в обход моря, по территории Ирана. Будучи приверженным политике многовариантности маршрутов вывода своего газа на мировые рынки, Ашхабад работает и над Трансиранским проектом. Вопрос в другом, и Туркменбаши это не скрывает: Ашхабад беспокоит потеря времени, динамично развивающаяся экономика Туркмении требует притока газовых средств уже сейчас. А потому Сапармурат Ниязов, как утверждает в кулуарных разговорах глава "Газпрома" Рем Вяхирев, якобы готов пойти на компромисс в ценовом вопросе и принять условия России в вопросе ежегодных закупок 50 млрд. куб. м топлива в течение будущих 30 лет.
Источники "НГ" в правительстве Туркмении, правда, не подтвердили эту информацию, однако если судить по той значимости, которую здесь придают предстоящему в конце мая визиту в Ашхабад Владимира Путина, можно прогнозировать, что стороны в конце концов договорятся.
В этой связи, как ни странно, напрашивается вывод о том, что Джон Вулф де-факто льет воду на мельницу России в лице ее газового монополиста. Ведь запутывая ситуацию с "Транскаспием", он лишает Туркменбаши главного козыря в его дискуссии с Вяхиревым по самому болезненному вопросу - о цене за туркменский газ. Не случайно среди аккредитованных в Ашхабаде журналистов в эти дни стала популярна шутка о том, что Джон Вулф превратил энергетический коридор "Восток-Запад" в темный тоннель, хозяином в котором будут не американцы, а Рем Вяхирев.
В самом деле, "привязав" Туркмению к России столь масштабным проектом, "Газпром" может решить многие проблемы. И не только непосредственно в отрасли - по некоторым сведениям, недавний конфликт между Чубайсом и Вяхиревым также был улажен не без помощи поставок туркменского газа.
Ашхабад