РАЗВИТИЕ политических процессов на Украине после триумфальных для Леонида Кучмы итогов референдума вполне предсказуемо. Украина еще нынешней весной увидит "нового президента", который, основываясь на рекомендательных пожеланиях украинского народа, попытается создать политический режим декларируемой демократии белорусского образца. Референдумы в Белоруссии в 1996 году и Украины в 2000-м - "близнецы-братья". Но если в Белоруссии уничтожение идей отцов-основателей "принципа разделения властей" давно стало реальностью, то Украина только становится на этот путь.
Все проблемы в строительстве суверенной Украины Леонид Кучма, как правило, видел в несовершенстве политической системы государства. Его не устраивали Конституция, деятельность парламента, Кабинета министров, амбиции политических партий. Президент всегда страдал от недостатка власти и властных полномочий, ему казалось, что "объем власти", необходимый для социального управления, слишком распылен среди ненужных структур и амбициозных политиков. Например, в телевизионном обращении к народу президент назвал народных депутатов "ворами в законе", а накладывая вето на закон о политических партиях, потребовал перерегистрации всех политических организаций и не согласился с тем, что деятельность партии должна определяться ее уставом, а не Конституцией страны. Хотя в одном из недавних интервью Леонид Кучма заявил: "Я сегодня практически независимый человек, я независим с точки зрения принятия решений".
Действительно, кто хорошо знает политическую и экономическую жизнь нынешней Украины, может констатировать, что власть у Леонида Кучмы всеобъемлющая. Ни одна сколько-нибудь важная проблема - экономическая, внешнеполитическая, кадровая не решалась без личных указаний президента. В Киеве говорят, что Леонид Кучма может все, кроме одного: вовремя выдать пенсии и зарплаты, ликвидировать задолженность за энергоносители, упорядочить работу ТЭК страны.
Если украинская "партия власти" в ближайшее время попытается узаконить и провести в жизнь мнение народа, то Украину ожидает глобальный политический кризис, который может растянуться на многие месяцы и привести к жесткому политическому противостоянию, социальной напряженности и обострению экономических проблем.
Развитие политической ситуации на Украине во многом будет определяться отношениями Москвы и Киева. Сегодня в Киеве с рабочим визитом находится президент РФ Владимир Путин, которому, несомненно, стало известно программное заявление Леонида Кучмы: "Для Украины определен внешний приоритет - это европейский выбор". Интересно, что эти слова были произнесены за четыре дня до приезда российского президента в интервью Би-би-си и в канун визита госсекретаря США Мадлен Олбрайт в столицу Украины.
Сегодня отношения России и Украины требуют новых идей, "большой" договор и программа экономического сотрудничества между двумя странами практически "зависли", товарооборот упал до восьми миллиардов долларов. И похоже, что в Киеве вину за это возлагают лишь на Москву, более того, скрыто угрожают. "Чем больше нас будут прижимать, тем далее мы будем отдаляться, - считает Леонид Кучма. - Поэтому я в первую очередь говорю, что россияне должны задуматься".
* * *
НА СОСТОЯВШЕМСЯ на Украине в прошлое воскресенье референдуме украинский народ с поразительным единодушием проголосовал за существенную корректировку системы власти. Более 90% граждан, согласно сообщениям ЦИК, отдали свои голоса за сокращение количества депутатов парламента с 450 до 300 человек; лишение депутатов неприкосновенности; предоставление президенту права распускать законодательный орган в случае, если Верховная Рада в течение месяца не сформировала большинство или если депутаты в течение трех месяцев не могут утвердить госбюджет. Четвертый, наиболее острый для украинских властей вопрос касался создания в государстве двухпалатного парламента. "За" проголосовали, по предварительным данным, около 89% украинцев.
Поразительную активность граждан официальные выпуски новостей связывают с политической сознательностью украинцев. Однако, согласно социологическим опросам, подавляющее большинство "политически сознательных" даже за неделю до референдума не имели ни малейшего представления о двухпалатном парламенте и его отличии от нынешней однопалатной Верховной Рады. Особенно опасным фактором, который, по мнению политиков, мог бы угрожать проведению референдума, стал прогноз погоды. 16 апреля на Украине было зарегистрировано 20-25 градусов тепла, что не способствовало политической активности.
Аналитики, не имеющие отношения к госструктурам, уверены, что результат референдума был достигнут главным образом за счет прилежного выполнения региональными властями задания, полученного "из центра". Во многих районах состоялись (дополнительно к общегосударственному референдуму) разного рода местные опросы населения по поводу наиболее острых региональных проблем. "Хотите ли вы, чтобы в вашем населенном пункте не отключали по 12 часов в сутки электроэнергию и горячую воду?" - вопросы примерно такого вида и содержания выносились на местные опросы. Значительная часть граждан приняла участие в референдуме только из-за "дополнительных" наболевших вопросов, ибо по старой советской привычке вопросы региональных властей были восприняты как их намерение действовать...
Директор Института политики Николай Томенко считает, что референдум состоялся столь успешно благодаря местным лидерам. "Оказалось, что реальными союзниками президента являются государственные местные власти. Олигархи, заварившие эту кашу с референдумом, в итоге отстранились от участия в его проведении". Региональные же власти старались изо всех сил, ибо помнят, что полгода назад многие руководители городов и областей потеряли свои должности только по той причине, что не смогли или не захотели организовать "правильное голосование". Сегодня такая перспектива местным властям не нравится особенно, ибо они впервые получили шанс в случае создания двухпалатного парламента выйти на всеукраинский политический уровень. Поэтому, вероятно, даже Крым, в котором в течение дня был зарегистрирован самый низкий на Украине уровень явки на избирательные участки, к концу дня бодро отрапортовал о почти 70% проголосовавших граждан.
Единственным исключением из всеобщего праздника "всенародной демократии" стал Севастополь, в котором участие в референдуме приняли менее 50% граждан. То ли городские власти действительно из принципиальных соображений не пожелали активизировать горожан, то ли после самого высокого на Украине уровня досрочного голосования почивали на лаврах. Судя по комментариям официальных программ новостей, которые от имени всей Украины клеймили севастопольцев позором за отсутствие гражданской позиции, севастопольским властям еще предстоит пережить "оргвыводы".
Украине предстоит пережить воплощение результатов своего волеизъявления в жизнь. Согласно решению Конституционного суда, власти обязаны прислушаться в данном случае к воле народа. Для этого следует внести существенные поправки в Конституцию. На первый взгляд таким правом обладает только Верховная Рада. Однако в парламентском большинстве даже сегодня нет необходимых 300 голосов для внесения изменений в Основной закон. Левые, судя по их комментариям к референдуму, не намерены участвовать в "попытке президента узурпировать власть", а потому скорее всего не станут голосовать за поправки в Конституцию. Кроме того, в парламентском большинстве тоже нет единого мнения по поводу вынесенных на референдум вопросов, а поэтому можно спрогнозировать несогласованность действий наиболее сильных фракций, например, по вопросу о двухпалатном парламенте. Политолог Николай Томенко считает, что ситуация завершится "сентябрьским кризисом", который может закончиться роспуском Верховной Рады. Логика такого суждения основана на том, что народ прямо предоставил президенту право распускать парламент, неспособный сформировать большинство. А прогнозируемая неспособность парламента, подчинившись решению Конституционного суда, законодательно закрепить волю народа может быть истолкована как отсутствие в Верховной Раде дееспособного большинства.
В таком случае изменения в Основной закон, вероятно, должен будет внести президент, хотя Конституция и не предполагает такого права. Более того, Совет Европы серьезно предупредил официальный Киев о крайней нежелательности "неконституционных шагов". Однако Леонид Кучма накануне референдума заметил: "Европе нужно смотреть другими глазами на Украину. Мы часто не понимаем друг друга..." Президент уверен, что уже осенью на Украине должно быть новое законодательство, принципиально изменяющее систему власти - в соответствии с требованиями народа, естественно. По сути, народ потребовал расширения президентских полномочий и усиления влияния местных властей в ущерб влиянию общепризнанных и всеукраинских олигархов. Политологи считают, что такая "замена" приведет к предоставлению местным руководителям, которые попадут в состав верхней палаты парламента, прав и возможностей "удельных князьков", влияние на которых будет иметь только президент. Олигархи уже начали противиться таким реформам власти. Вероятно, очередной виток "подковерного" политического развития Украины референдумом не завершился, но с него только начинается.
Киев