ПОКА Москва и Тбилиси безуспешно пытались стабилизировать ситуацию на чеченском участке российско-грузинской границы, возникли проблемы на югоосетинском и абхазском. По сообщению из Сухуми, на КПП "Веселое" на реке Псоу вдруг появилась российская транспортная милиция, сотрудники которой требуют от водителей грузовиков и автобусов предъявить некую международную лицензию на ввоз и вывоз грузов и пассажиров. Кроме того, отныне мост через Псоу могут пересекать автобусы и грузовые автомобили только с грузинскими номерами. Между тем известно, что большинство абхазских транспортных средств таковых не имеют и пользуются, как правило, номерными знаками "АИЯ".
В Сухуми полагают, что эта инициатива Москвы идет вразрез с постановлением Владимира Путина от 9 сентября 1999 г., после принятия которого и до настоящего времени как гуманитарные, так и коммерческие грузы практически беспрепятственно пересекали Псоу. Напомним, что это постановление было принято в целях нормализации пограничного и таможенного режимов на абхазском участке государственной границы РФ и отменяло постановление правительства от 19 декабря 1994 г. "О мерах по временному ограничению пересечения государственной границы РФ с Азербайджаном и Грузией", принятое в ходе первой чеченской кампании.
За разъяснениями корреспондент "НГ" обратился в российское внешнеполитическое ведомство. Как сообщил посол МИДа по особым поручениям Лев Миронов со ссылкой на Минтранс РФ 3 февраля 1994 г. подписано межправительственное российско-грузинское соглашение об автомобильном сообщении, по которому минтрансы РФ и Грузии обмениваются неким "согласованным контингентом разрешений" на въезд-выезд автотранспорта, занимающегося перевозками грузов и пассажиров. Сейчас якобы участились случаи въезда в РФ без таких разрешений, но непонятно, почему их не хватает - Москва не додает или Тбилиси перестал выдавать.
Однако уже сейчас можно говорить о том, что Минтранс не мог принять самостоятельное решение о закрытии границы. При этом г-н Миронов особо отметил, что российская транспортная милиция перекрыла далеко не самую жизненно важную для Абхазии артерию. Тем более что весной оттуда вывозить грузовиками особенно нечего, а с легковых автомобилей никаких лицензий не требуют. Кстати, при получении особого указания грузовики с абхазскими номерами пересекают границу свободно. Лев Миронов заверил, что у грузового автомобиля, который на днях должен перевозить в Абхазию более 10 тыс. книг, проблем не будет. Как пояснили "НГ" в постпредстве Абхазии в Москве, месяц назад Совмин Абхазии обратился к Минкульту РФ с просьбой передать в качестве гуманитарной помощи книги для Национальной библиотеки. Абхазские специалисты приехали в Москву и отобрали книги в Центральной детской библиотеке, Библиотеке иностранной литературы, в Ленинской библиотеке.
Как заявил Лев Миронов, проблема пропуска транспорта обременительна не столько для Абхазии, где достаточно много личного транспорта, сколько для жителей Южной Осетии. Через Южную Осетию грузы идут в Северную Осетию и далее в Россию. Между тем, как свидетельствуют очевидцы, поскольку путь через Цхинвали является, по существу, единственным путем из России в Грузию, проделать его достаточно проблематично хотя бы из-за беспорядка на обеих границах. Например, при въезде из России в Южную Осетию располагается некая миграционная служба, где люди с автоматами собирают со всех проезжающих паспорта и деньги. Первые возвращают, последние - нет. При въезде из Южной Осетии в Грузию в пункте Гори необходимо пересесть в машину с грузинскими номерами. Еще сложнее выехать из Грузии в Южную Осетию, здесь, несмотря на отсутствие границы как таковой, нужно иметь таможенную декларацию и т.д. Все эти меры, очевидно, предпринимаются лишь с одной целью - обобрать граждан. В этой связи можно сделать неутешительный вывод, что скорее всего новые меры, предпринимаемые российской транспортной милицией, приведут главным образом к обогащению чиновников и дальнейшему обнищанию жителей Южной Осетии и Абхазии.
Как бы то ни было, можно предположить, что происходящее на российско-грузинской границе продиктовано некими новыми веяниями во внешней политике Москвы. Кремль, учитывая ситуацию вокруг Чечни, дает понять, что не собирается так или иначе поддерживать сепаратистские устремления.