0
7007
Газета СНГ Интернет-версия

15.04.2000 00:00:00

Диссидент или уголовный преступник?

Тэги: Кулов, Киргизия


В камере Кулов перешел на минеральную воду.

ВОТ ЧТО ГОВОРИТ генерал-лейтенант Джумабек Асанкулов, до августа 1991 г. возглавлявший республиканский КГБ, а ныне исполняющий обязанности эксперта-консультанта Совета безопасности Киргизии.

"Только очень наивные люди могут умиляться, слушая куловские россказни о стоящих на коленях и улыбающихся милиционерах, взявшихся за руки, словно дети в хороводе. Конечно, не они и по большему счету вовсе не милиция, а мои подчиненные обеспечили порядок в нашей столице во время ошских событий. Во всяком случае, сотрудники КГБ внесли основной вклад в процесс нормализации столичной жизни тех дней. Кстати, первой реакцией Кулова, ставшего впоследствии "народным генералом", было намерение отдать приказ стрелять на поражение. Мне и другим в ту пору влиятельным силовикам пришлось приложить немало усилий, чтобы образумить зарвавшегося, перепуганного генерала.

Что касается продажи 150 автоматов Калашникова и боекомплектов к ним, а также намерения реализовать два танка (и почему-то забытые "спасителем отечества" две боевые машины пехоты и два бронетранспортера) в разгар гражданской войны в Таджикистане, то я не верю, что генерал, прослуживший четверть века в системе МВД, не отдавал себе отчета в том, что на продажу оружия должно быть письменное распоряжение президента страны и согласие парламента на такую сделку. Если на официальном запросе из Таджикистана не было даже резолюции Аскара Акаевича, то это могло означать только одно: президент КР просто не был в курсе происходившего".

Заместитель главы МНБ КР Борис Полуэктов так прокомментировал "лицензионную" и другие версии Феликса Кулова.

"Президент поручил Кулову лишь контролировать выдачу лицензий, а "народный генерал" по своему "интерпретировал" данные ему полномочия и собственноручно выдал как минимум десятка два лицензий. Да каких! По одной лишь из них ловкие предприниматели из фирмы "Тосой" "толкнули" в Китай три самолета (два Ту-154 и один Ил-86), 10 000 т меди, 1500 т цинка, 60 000 т никеля, 35 000 т изделий из железа и стали - всего на 117 млн. 25 тыс. долл. Налицо разбазаривание стратегического сырья и воздушного транспорта, подлежавшего, кстати, приватизации.

О "спиртовой" афере. В начале 1995 г. НПО "Химсинтез", находившееся в киргизском городе Токмак, завезло в республику 546 577 л этилового спирта общей стоимостью более 1,5 млн. долл. Еще не растаможенный груз под явно надуманным предлогом арестовали представители правоохранительных органов Чуйской области. Токмакский городской суд оперативно оформил правомочность действий местных стражей порядка, однако передал конфискованный спирт не государству в лице его финансовых органов, а частной структуре АО "Адис". В результате государству причинен существенный урон.

Теперь - о делах, связанных с убийством Юсупа Кольбаева и преступной деятельностью вора в ранге министра Шалхара Джайсанбаева. Оба эти дела не закрыты. Пока следствие не смогло уличить заказчиков убийства Кольбаева. Не вышло оно и на след укравшего у страны 18 млн. долл. Джайсанбаева, хотя к его поиску активно подключились службы Интерпола. Однако не исключено, что между обоими делами существует взаимосвязь. И вполне возможно, что этим "мостом" является Феликс Кулов.

Во-первых, именно "народный генерал" оказывал протекцию Джайсанбаеву, проталкивая его на пост генерального директора "Кыргызгазмунайзата". У следствия есть неоспоримые доказательства этой весьма подозрительной услуги Кулова. Бывшего министра МВД и будущего главу Министерства национальной безопасности ничуть не смутило, что его протеже Шалхар Джайсанбаев уже имел за плечами шестилетний срок отсидки в местах лишения свободы.

Во-вторых, особо приближенное и всесторонне осведомленное о делах своего шефа лицо из окружения Кулова, а именно его бывший охранник и помощник Жаныбек Бакчиев, руководил слежкой за Кольбаевым, которая включала даже запись бесед на бытовые темы нефтегазового чиновника и предпринимателя с членами его семьи.

В-третьих, по словам столь очаровавшей "народного генерала" Чинары Кольбаевой, еще на похоронах ее убитого супруга Кулов отрекся от своей дружбы с Юсупом и посоветовал ей держать язык за зубами. Что и говорить, трогательная "забота" о семье погибшего товарища!

В-четвертых, именно Кулов, будучи вице-президентом КР, с подачи своего подчиненного Т.Бейшенбиева подписал указ о помиловании ранее судимого особо опасного рецидивиста Вячеслава Кочана, который впоследствии застрелил Кольбаева. Не был ли скрыт в этом дальний расчет на то, чтобы иметь в будущем под рукой преданного раба, способного исполнить любой приказ хозяина, даровавшего ему пусть мнимую, формальную, но все-таки свободу? Другой соучастник убийства Кольбаева - уже упоминавшийся Таалай Бейшембиев - также оказался куловским протеже - другом и соратником "народного генерала".

К периоду пребывания Кулова в ранге министра МНБ относится нашумевшее дело, связанное с так называемым антитеррористическим центром "Калкан" (то есть "Щит"), детищем "спасителя отечества". Именно для этого суперсекретного подразделения "народный генерал" где-то нашел таинственных спонсоров, от которых получил 60 тыс. долл. в качестве благотворительного жеста, направленного на укрепление Министерства национальной безопасности КР. Причем кроме слов самого Кулова до сих пор ничем документально не подтверждается то, что данные средства были получены из легальных отечественных источников, и именно в той сумме, которую обнародовал "железный Феликс-2". Кулов в ранге министра безопасности КР втайне от президента и парламента нашей страны обратился к руководству российского ФСБ с просьбой закупить для нужд КР спецтехнику. Часть закупленного оборудования Кулов от щедрот своих пожаловал президентской охране, но львиную долю спецтехники отдал "Калкану". При этом спецтехника нигде не была оприходована, то есть ее формально как бы и не было вовсе. А потому и работа с ней в "Калкане" не поддавалась абсолютно никакому контролю. А между тем, как позже выявило следствие, "под колпаком" у "Калкана" находились высокопоставленные государственные чиновники (включая даже руководителей силовых ведомств) и частные предприниматели. Одним из объектов слежки был, в частности, Юсуп Кольбаев. А руководил этой и другой работой сотрудников "Калкана" Жаныбек Бакчиев, бывший много лет охранником и помощником Кулова. Год назад Бакчиев и группа сотрудников "Калкана" были арестованы, а спецтехника секретного подразделения конфискована. Но, увы, не вся. Часть ее бесследно исчезла. Можно лишь догадываться, в каких целях бывшие подчиненные Кулова и их агентура используют сейчас "калкановское" спецоборудование.

В заключение - о еще недостроенном куловском особняке. В народе его уже прозвали "царским селом". Откуда средства на такое строительство? Думаю, следственные органы в ближайшее время помогут нам найти объективные и убедительные ответы на этот и другие аналогичные вопросы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1850
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1158
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
852
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1144

Другие новости