По мере продвижения к реальному рыночному хозяйству между различными государствами
Центральной Азии возникает все больше противоречий. Фото Михаила Переплеснина |
ПОХОЖЕ, между Узбекистаном и Казахстаном разгорается крупный скандал. Начало ему было положено 2 апреля, когда на таможенный пост Гишт-Куприк, что на границе этих двух государств, узбекистанские таможенники и сотрудники пограничных служб пригласили корреспондентов, предоставив им информацию о попытке провоза через территорию Узбекистана радиоактивного груза.
В распространенном пресс-релизе сообщалось, что 30 марта сотрудниками узбекистанского таможенного ведомства была задержана грузовая автомашина "Ивеко", следовавшая из Казахстана транзитом через территорию Узбекистана в Исламскую Республику Пакистан. Согласно представленным водителем, гражданином Исламской Республики Иран Али Рахман Наджафом, сопроводительным документам, автомашина была загружена отходами и ломом легированной нержавеющей стали в количестве 23,4 т. Этот груз на сумму 18 000 долл. перевозился на основании контракта, заключенного между частной казахстанской фирмой "Арал" (п. Кайпас, Чимкентская область) и пакистанской фирмой "Ахмаджан Хаджи Ер Мохаммад" (г. Кветта). Как было сообщено журналистам, в ходе досмотра узбекские таможенники обнаружили не указанные в документах 10 свинцовых контейнеров с радиоактивным веществом.
По данному происшествию был составлен акт, а автомобиль с опасным грузом переправлен обратно на казахстанскую таможенную территорию.
Узбекские СМИ мгновенно распространили эту информацию, в частности, указав, что якобы специалисты Института ядерной физики АН Республики Узбекистан установили: мощность гамма-излучения, исходящего от этих десяти свинцовых контейнеров, составляла 5000 миллирентген/час. И хотя в опубликованной в местной печати информации пресс-службы Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан не было сказано ни слова о том, как можно использовать ядерное вещество, подобное перевозимому в Пакистан, однако читателей наталкивали на мысль, что в Казахстане есть лица, занимающиеся передачей международным террористам сырья для ядерных технологий.
В минувшую пятницу посольство Республики Казахстан в Узбекистане устроило пресс-конференцию, на которой журналистам была продемонстрирована видеозапись того, как проходило дозиметрическое обследование вернувшейся в Казахстан злополучной грузовой машины и перевозимого ею груза экспертами Института ядерной физики национального ядерного центра Республики Казахстан, а прокомментировавший эту видеозапись казахстанский посол г-н Умурзак Узбеков однозначно заявил, что узбекская сторона ввела представителей СМИ в заблуждение.
Журналистам были предъявлены ксерокопии узбекистанского и казахстанского актов дозиметрического обследования задержанного груза. Называвшаяся в пресс-релизе страшная цифра гамма-излучения - 5000 миллирентген/час в актах экспертов обоих государств отсутствует. На самом же деле замеры выявили максимальное излучение 3,2 миллирентгена/час, что, впрочем, превышает предельно допустимую норму в сто раз. Причем "светились" около 6 т загрязненного лома, что составляет примерно 25% от общего количества груза. Основное количество радиоактивных элементов содержится в солевых отложениях на внутренней поверхности пяти-шести труб - именно там и зафиксирован максимальный уровень радиации 3,2 миллирентгена/час.
Согласно предварительным выводам специалистов, загрязненный радиоактивными отходами металл был вывезен с какого-то предприятия по добыче урана. И что представляется особенно важным, директор Института ядерной физики АН Республики Узбекистан Бехзод Юлдашев утверждает, что груз, задержанный узбекистанскими таможенниками, сырьем для ядерных технологий не является.
Чтобы внести полную ясность в эту историю, необходимо ответить на несколько вопросов - по меньшей мере на два. Во-первых, каким образом водителю автомашины удалось получить протокол дозиметрического контроля, выданный ему облСЭС Агентства Республики Казахстан по делам здравоохранения (этот документ был предъявлен водителем узбекским таможенникам). Вопрос второй и, несомненно, главный: где находятся те самые десять свинцовых прямоугольных контейнеров с радиоактивным веществом, упоминание о которых есть в пресс-релизе Государственного таможенного комитета РУ, но которые, судя по актам, в глаза не видели ни узбекские, ни казахские эксперты-дозиметристы?
Что происходит с казахско-узбекскими отношениями - задаются вопросом многие граждане этих государств. Почему эти отношения день ото дня становятся все более натянутыми? То вдруг резко проявились территориальные претензии друг к другу, то пошли упорные слухи - кстати, в казахском посольстве в Ташкенте их не опровергают, - что в настоящее время рассматривается вопрос о введении между Казахстаном и Узбекистаном визового режима.
И все это происходит на фоне хоть и изрядно подзабытого, но тем не менее официально не утратившего силу договора между двумя государствами "О вечной дружбе". Правда, над такой претенциозной формулировкой - "вечная дружба" - еще несколько лет назад, когда данный договор торжественно подписывался президентами Исламом Каримовым и Нурсултаном Назарбаевым, многие узбекистанцы и казахстанцы подтрунивали, прекрасно понимая, что ничего вечного в этом мире нет. И вот, похоже, эта старая истина еще раз подтверждается.
Ташкент