Владимир Комоедов. Фото Артема Житенева (НГ-фото) |
- Владимир ПетровиЧ, на прошедших выборах более 80% состава Черноморского флота проголосовали за Владимира Путина. Какие надежды вы связываете с новым президентом России?
- Выборы проходили у нас по-военному четко, но отнюдь не по команде "Шагом марш на выборы!" и "Смотри строчку такую-то!". Откровенно говоря, результат выборов - 88,8% наших моряков отдали голоса за Владимира Путина - был и для нас самих неожиданным. Объяснение может быть одно: дела российского лидера оказались настолько убедительны, что большинство на Черноморском флоте сделало свой выбор вполне однозначно. Это говорит и о том, что люди надеются на то, что их проблемы будут решены, а надежды осуществятся - вместе с самой главной для нас надеждой: Россия возродится как великая держава, в том числе и держава морская. Черноморский флот, безусловно, является фактором геополитической стабильности в регионе, как и фактором политической стабильности в самой России. Это форпост российских интересов, но, к сожалению, нас, как ракушки - корабль, облепили разные проблемы, которые не способствуют внутренней стабильности флота и личного состава. Это проблемы разного уровня, начиная от вопросов двойного гражданства, которые надо бы решить с братской Украиной, нашим стратегическим партнером, и кончая самыми простыми бытовыми вопросами: где жить и на что жить┘
- Насколько можно судить по рассказам моряков со стажем, сугубо житейские вопросы (скажем, обеспечение пенсией) со временем переходят в политические и даже геополитические. Ну например: при выходе на пенсию кадровые российские офицеры, чтобы остаться в Севастополе, вынуждены принимать гражданство Украины. Получается, что Россия в итоге готовит кадры для Украины?
- Принятие согласованных с Украиной правовых документов или законов о двойном гражданстве сняло бы многие острые проблемы, особенно для наших моряков-пенсионеров. Скажем, проблема с хлебом - мы даже помогали Севастополю с обеспечением его мукой, был такой момент в прошлом году, да и сейчас сложности с продовольствием тоже имеют место. Есть проблемы с топливом - из-за несусветных таможенных пошлин, которые устанавливает Украина. Деньги на уплату таможенных сборов Россия нам не выделяет - мы берем их из собственной зарплаты, а потом уж сами и выкручиваемся. Есть и другие сложности - усиливается пограничный контроль со стороны нашего стратегического партнера. Если мы намереваемся отправиться в дальний поход, об этом мы должны заранее уведомить соответствующие инстанции Украины. Что касается нашей авиации, то мы летаем по-прежнему в обход Украины, огибая море, и летим сначала на Анапу, а потом на Москву: Украина по-прежнему отказывается нас обслуживать на своих трассах якобы из-за наших долгов.
Что же касается российских пенсий, то это действительно сложный вопрос. Дело в том, что если человек увольняется и едет в Россию - тут проблем никаких нет, если же российский офицер, увольняясь, остается в Севастополе - а это неизбежно в 99 случаях из ста, потому что многие здесь выросли, у большинства здесь корни, тогда возникает целая цепочка вопросов. Чего хочет русский офицер? Заработав российскую пенсию - здесь ее и получить. Пусть она даже будет меньше украинской, но получать ее нужно здесь, в Севастополе!
- Какой механизм нужно для этого задействовать?
- А для этого надо, чтобы Министерство финансов России определенную сумму, рассчитанную на наших пенсионеров, внесло специальной строкой в "пенсионную" статью Министерства обороны. Затем эта сумма должна поступить в Севастополь и выдаваться через вновь созданный пенсионный отдел (на правах военного комиссариата) при финансовом управлении под контролем соответствующих российских ведомств.
- Может быть, мешает отсутствие специального банка Черноморского флота?
- В России каждая военная часть обслуживается через полевые отделения банка, которые являются как бы филиалами Центрального банка. Все необходимое для такой работы есть и у нас - помещения, оборудование по последнему слову техники, связь, но вся эта база не работает по одной причине: на Украине есть закон, запрещающий функционирование на ее территории национальных банков других государств, в том числе и российских┘
- А является ли с юридической точки зрения территория Черноморского флота российской территорией? И если да - что мешает вам на своей, российской территории разместить филиал Центробанка?
- Мы же здесь - не как Гуантанамо, отгороженное колючей проволокой от остального мира и представляющее собой автономную территорию: исторически сложилось так, что Черноморский флот и Севастополь - это единый организм. Если предположить теоретически, что завтра отсюда уйдет Черноморский флот, то исчезнет с лица земли и уникальный город, и целый пласт нашей истории - общей истории россиян и украинцев! Черноморский флот играет сегодня важную экономическую роль в регионе. Судите сами: население Севастополя сегодня составляет примерно 390 тысяч человек, вокруг Черноморского флота - вместе с членами семей - кормится примерно 100 тысяч человек: рабочие и служащие получают вовремя зарплату и могут более или менее спокойно существовать. Но для кого-то из местных чиновников наши налоги и само присутствие Черноморского флота - это такой удобный краник с волшебной живой водой, брызги которой не попадают, к сожалению, простым людям.
- Сказываются ли на вас политические интриги?
- Тут иногда попадаешь в такие ситуации, что не знаешь, где политическая интрига, а где - понятное желание местных служб побольше "поиметь" с Черноморского флота. При этом отдельные чиновники не стесняются ничего - ни того, что нарушают права российских граждан - моряков Черноморского флота, ни того, что претендуют на "наведение порядка" на предприятиях, являющихся собственностью ЧФ. Налоговая милиция грозит с "боем" взять наш завод - и как-то даже пришли с намерением описать имущество завода, забыв, что Черноморский флот - это не проходной двор, а все наши взаимоотношения с налоговыми органами регламентированы соответствующими документами. Согласно этим документам, любые проверки могут осуществляться только под контролем финансового управления флота. Мы договорились уважать законы Украины и стараемся следовать этому правилу. Однако произвол местных служб иногда граничит с беспределом.
- Следовательно, перед вами стоит еще одна "боевая задача" - добиться максимальной экономической независимости от независимой Украины?
- Черноморский флот сегодня вынужден жить в режиме жесткой экономии. С первых же своих шагов в качестве командующего я поставил перед собой цель: максимально уменьшить нашу экономическую зависимость от Украины и в первую очередь уйти от энергетической зависимости. Я предложил перейти на адресную поставку электроэнергии из России, то есть не покупать очень дорогую электроэнергию на Украине, а покупать ее в России. За транспортировку, конечно, мы тоже будем платить, но уже не такие бешеные деньги, как сегодня, к тому же будет "отсечена" от этого рубильника чиновничья рука, которая сегодня в любую минуту может отключить от кораблей Черноморского флота электроэнергию.
- И чем кончилось рассмотрение вашего предложения в Первопрестольной?
- К сожалению, ничем, хотя я получил принципиальное согласие везде - и в министерствах Украины, и в российском правительстве. Но, видимо, в Москве эту идею благополучно положили под сукно. А мы пока продолжаем платить бешеные деньги за то, что кто-то вполне разумные решения не довел до ума.
- Каким же образом вы поддерживаете боеспособность российского флота?
- А вот так и поддерживаем: сначала топливо в кружки собираем, а как соберем, условно говоря, ведро - тогда с этим ведром топлива и выходим в море.
- Как вы относитесь к самой формуле "стратегический партнер"? Ведь Украина считается нашим "стратегическим партнером"┘
- Пока это просто красивые слова, никаким реальным содержанием не наполненные. Я лично так понимаю формулу о российско-украинском стратегическом партнерстве: это наше историческое духовное братство, дружба, взаимопомощь и взаимопонимание, уважение друг к другу и к нашей общей истории. А наш стратегический партнер провозглашает курс "лицом к Европе". Я для себя этот лозунг перевожу так: "Лицом к Европе - задом к России". Такова реальность.
- Как вы оцениваете игру Украины с НАТО под видом "особых отношений"?
- Извините, это уже не игра! Это по-другому называется: расширение НАТО на восток, и такая "игра" не может Россию не беспокоить, поскольку подобные игры "стратегического партнера" заводят наши отношения в тупик.
- А вы не подвергаете сомнению независимость Украины?
- Боже сохрани! Ну а с другой стороны - от кого независимость? От собственного народа? Ведь русский и украинский народы - братья. С украинской стороны иногда слышны возражения: это что, значит, опять - "старший брат" и "младший брат"? Я всегда отвечаю: нет, потому что оба народа - близнецы и только акушерка знает, кто именно на минуту-другую появился раньше, а кто позже ┘
- Но ведь у вас с властями Севастополя сложились нормальные отношения. Могут ли быть такие отношения моделью отношений Украины и России?
- Нужно только доверие друг к другу - без него ни о каком "стратегическом партнерстве" и говорить нечего. Когда по Севастополю идут рядом два подразделения под двумя флагами - это наша общая победа. Да, под двумя флагами, но - рядом, а ведь еще недавно были дискуссии: кому идти первым и почему┘ У нас, военных людей, по сути, нет никаких разногласий - мы учим наших братьев всему, что сами знаем и умеем.
- Известно, что в проведении антитеррористической операции в Чечне участвовала и морская пехота Черноморского флота. Какую реакцию это вызвало на Украине?
- Реакцию, прямо скажем, неоднозначную, и дело тут не только в Чечне - на своей-то территории Россия имеет право навести порядок, а Черноморский флот - часть России и потому будет участвовать в любой операции по наведению порядка, если это сочтет нужным высшее руководство нашей страны. Дискуссии по поводу Черноморского флота и вокруг него идут и в геополитическом плане, например: если Россия в соответствии со своими международными обязательствами вынуждена будет выступить на защиту какой-либо третьей страны, то какой должна быть позиция ЧФ? И позиция Украины в этом случае? Но это вопросы политиков, а наше дело - выполнять любые задачи, поставленные Верховным главнокомандующим.
- Есть ли у вас уверенность, что Черноморский флот выдерживает сегодня конкуренцию, например, с флотом США?
- Два года назад мы принимали участие в учениях "Си Бриз" (за свой счет, в отличие от Украины) и наша подготовка произвела должное впечатление на американцев. Другой пример - наш поход в Салоники для оказания помощи Югославии. Иногда ведутся разговоры о том, что, дескать, Черноморский флот не соответствует требованиям сегодняшнего дня, и это отчасти правда: да, у нас есть и старые крейсера, но, как говорится, старый конь борозды не испортит... Черноморский флот готов всегда служить России, и у нас даже есть своя поговорка, точно выражающая нашу позицию: "У флота нет проблем, у флота есть задачи". А задачи всегда решаются, сколько бы неизвестных в них ни было.
- Звучит оптимистично, но ведь и проблемы у Черноморского флота есть, как выясняется ┘
- Проблемы есть. Ключи от них находятся в Москве, на высшем политическом уровне, а здесь, на своем уровне, мы решаем свои задачи.
Севастополь-Москва