0
1165
Газета СНГ Интернет-версия

07.04.2000 00:00:00

Кавказ должен стать стабильным

Александр Дзасохов

Об авторе: Александр Сергеевич Дзасохов - президент Республики Северная Осетия-Алания, доктор политических наук.

Тэги: Кавказ, безопасность


ОДНОЙ из самых актуальных задач, вставших перед новыми государствами после распада Советского Союза, была и остается проблема обеспечения и укрепления национальной безопасности. Этот вопрос крайне важен и для России уже хотя бы потому, что с потерей целого ряда территорий стратегического значения, с изменением геополитических реалий на постсоветском пространстве и в мире в целом концепция национальной безопасности страны неизбежно должна во многом изменить свою конфигурацию. Понимание этого обстоятельства возникло не сегодня. Процесс распада едва ли не с самого начала сопровождался все более настойчивыми поисками альтернативных вариантов обеспечения военно-политических и экономических интересов новой России. При этом важнейшим регионом, от состояния дел в котором в очень большой степени зависят стабильность общегосударственной системы и ее перспективы, был и остается Северный Кавказ, Юг России.

В то же время совершенно ясно, что безопасность южных рубежей России, ситуация в огромном многонациональном Северокавказском регионе в значительной мере связаны с положением в Закавказье, зависят от политики, проводимой руководителями южнокавказских государств. И наоборот, ситуация в Грузии, Азербайджане, Армении также во многом формируется обстоятельствами, складывающимися на северных склонах Кавказского хребта. События последнего времени доказывают это со всей очевидностью.

Жизнь в очередной раз подтвердила, что по крайней мере в геостратегическом смысле Северный и Южный Кавказ тесно взаимосвязаны и, по существу, представляют собой единое целое. Распад этого единого "организма" способен значительно повысить риски, существующие, замечу, для всех государств региона. Напротив, формирование общей системы безопасности представляется плодотворным - это не только помогло бы стабилизировать обстановку по обе стороны Кавказского хребта, но и способствовало бы реализации долгосрочных национальных и экономических интересов стран Закавказья.

Российская сторона всегда придерживалась именно такого подхода, справедливо считая его единственно реалистичным и перспективным. Достаточно вспомнить, что еще в середине 90-х годов в Кисловодске состоялась встреча руководителей России, Азербайджана, Армении, Грузии и республик Северного Кавказа в составе РФ, в ходе которой обсуждалась возможность создания качественно новой, отвечающей современным реалиям региональной системы безопасности.

Однако "Кисловодский процесс" по различным причинам оказался фактически замороженным. На позиции закавказских государств сильно повлияла неэффективность работы СНГ, членами которого являются все участники кисловодского форума. Можно ли было ожидать серьезной активности от закавказских лидеров, если в рамках Содружества неоднократно срывались даже встречи "в верхах"?!

Одновременно государства - участники кисловодской встречи, видимо, недооценили ни быстротечность, ни масштабы, с какими произошло "вползание" зарубежных политических сил в кавказский регион, в том числе на Северный Кавказ. Момент для адекватного противодействия политической и духовной экспансии извне был упущен, и как результат мы имеем уже прецеденты трансформации этой экспансии в плацдармы агрессивного сепаратизма.

Вялотекущий характер декларированных принципов межкавказского взаимодействия неизбежно вызвал к жизни попытки, альтернативные кисловодским. В частности, возникла концепция, получившая название "Общего Кавказского дома". На первый взгляд идея выглядит привлекательно, но ставить так вопрос сегодня - значит, исходить из представления единой семьи, все члены которой уже живут в дружбе и согласии. А нам как раз в условиях неурегулированных внутрикавказских конфликтов, преодолевая шаг за шагом противоречия и препятствия, только предстоит настойчиво и последовательно продвигаться к столь благородной цели.

Время от времени предпринимаются попытки кардинально изменить сложившийся веками баланс сил и интересов на Кавказе за счет привлечения на доминирующие роли известных государств региона из числа соседей кавказских народов. Тем самым преследуется цель сначала еще больше ослабить влияние России на Кавказе, а затем и полностью вытеснить ее из сферы кавказских интересов. В этой связи удивляет позиция некоторых западных политиков, которые подталкивают именно к такому сценарию развитие событий. Одни делают это по наивности, слабо представляя нюансы и специфику кавказских проблем. Другие сознательно ведут дело к конфронтации. Как один из региональных политиков хочу прямо заявить: подобные планы абсолютно бесплодны и не имеют исторической перспективы.

Мне представляется, не может подвергаться сомнению тот факт, что ядром и стержнем общекавказской стабилизации должны быть именно и только Россия и три закавказских государства. Другое дело, и это трудно отрицать, что и другие заинтересованные страны будут вовлечены в процесс созидательного обустройства Кавказа, но они должны идти как бы "вторым эшелоном", не претендуя на насаждение своей воли или тем более своего диктата. На такой основе можно и нужно вести диалог, с одной стороны, с Ираном, с другой - с Турцией. И тогда своеобразный пакт "4+2" имеет шанс стать благоприятным фактором взаимовыгодного сотрудничества.

Таким образом, для нас сегодня, когда очевидна масштабность политической экспансии, представляется актуальным осуществить прежде всего полный и всесторонний анализ стратегии и тактических шагов зарубежных государств, действия которых прямо или завуалированно направлены на вытеснение России с Кавказа. Обобщив опыт последних лет, необходимо определить поле общих интересов России и Закавказья и без проволочек вести линию на практическую реализацию неиспользованных возможностей.

Осознавая это, в Москве, насколько можно судить, возобновились поиски взаимоприемлемого компромисса, цель которого - создать предпосылки для прочного мира, углубления демократических преобразований, включения экономик стран региона в международное разделение труда и процесс реализации международных транспортно-энергетических программ на равноправной взаимовыгодной основе. Намерение нашей страны в этой связи возобновить "Кисловодский процесс" можно только приветствовать.

Уже всем ясно, что Северный Кавказ неизбежно должен быть включен в систему безопасности региона: это заведомо и ощутимо повышает "уровень прочности" будущей конструкции, создает гарантии того, что система станет реально работать. Стабильность Южного Кавказа лишена прочных основ, если в процессе ее формирования игнорируется необходимость развития добрососедских отношений стран региона с Россией, причем с учетом особенностей взаимоотношений с пограничными регионами.

Сегодня складывается благоприятная внутри- и внешнеполитическая конъюнктура для начала формирования действенной всеобъемлющей системы безопасности Большого Кавказа. Поступательно проводимые новым российским руководством меры на утверждение правопорядка, ясные позитивные сигналы во всем Северокавказском регионе, связанные с проведением в нашей стране президентских выборов и убедительным успехом Владимира Путина, не только повышают авторитет России, но и делают ее надежным партнером для государств региона, открывают лучшие перспективы для политического, экономического, культурно-гуманитарного сотрудничества.

Укрепление мира и стабильности на Северном Кавказе должно эффективно сказаться и на углублении миротворческих процессов по южную сторону хребта, что, в свою очередь, повысит инвестиционную привлекательность всех стран Закавказья и позволит России активно и беспрепятственно участвовать в региональных и субрегиональных международных транспортно-энергетических программах. С другой стороны, наметившиеся признаки потепления отношений между Тегераном и Вашингтоном снимают многие препятствия для включения в начавшиеся процессы политической и экономической стабилизации такого регионального "тяжеловеса", как Иран. Последнее обстоятельство способно заметно оживить движение Большого Кавказа в направлении поэтапной эволюции всего региона в единое геополитическое и экономическое пространство, укрепить миротворческие тенденции расширить поле международного взаимодействия.

Интересы кавказских стран (а Россия - крупнейшее кавказское государство, как бы этого кому-то отрицать ни хотелось) и народов диктуют необходимость возрождения и развития взаимовыгодного партнерства. Без этого нет и не может быть процветания, не может быть прогресса. А для того чтобы люди ощутили качественные положительные изменения в своей жизни, нам как воздух необходим мир. И задача политиков - отбросив амбиции, отказавшись от преходящих соображений, формировать такую всеобъемлющую, учитывающую интересы всех стран и народов систему безопасности, которая станет гарантом установления прочного, долговременного мира в многострадальном регионе, достойном много лучшей участи.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1144
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
718
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
499
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
717

Другие новости