СОБРАВШИЕСЯ на прошлой неделе в Киеве за "рабочим столом" по урегулированию приднестровского конфликта ученые и эксперты, конфликтологи и политологи из Швейцарии, Австрии, Франции, США, России, Украины и других стран в присутствии представителей сторон и посредников разработали рекомендации по его разрешению.
Как подчеркнул глава миссии ОБСЕ в Молдавии Вильям Хилл, разделившиеся на две группы участники "мозгового штурма" подготовили в целом сходные предложения по разграничению компетенций сторон, механизму гарантий, возможным этапам урегулирования. Авторы, решая вышеназванные конкретные задачи, не отвлекались на терминологические споры, и, очевидно, так же следует поступать в дальнейшем и самим сторонам конфликта. Тем более что их трактовки в значительной мере оказываются сходными, заметил Вильям Хилл. По его мнению, списки и наработки вполне могли бы помочь ускорению переговоров при наличии на то политической воли у сторон и стремления найти компромисс. Их представители, кстати, условились в ближайшее время возобновить работу экспертных групп. А к лету возможно было бы и провести встречу на высшем уровне.
О договоренности с украинскими коллегами провести такой саммит уже этим летом в Киеве с тем, чтобы подписать на нем заключительное соглашение, заявлял недавно молдавский президент Петр Лучинский. И поскольку все последние подобные мероприятия на высшем уровне проводились на Украине, резонно предположить, что она становится новым центром дипломатических усилий по приднестровскому урегулированию. Несколько лет назад даже не участвовавшие в переговорах украинские посредники значительно укрепились в своих позициях, особенно в сравнении с прежде лидировавшими россиянами.
Отказавшийся от комментариев на эту тему представитель украинского президента на переговорах Кишинева и Тирасполя Евгений Левицкий с удовлетворением отметил, что и в двух вышеупомянутых проектах, и в третьем, разработанном отдельно учеными Украины и России, учтены предложения по разрешению конфликта в Приднестровье из варианта, представленного ранее Леонидом Кучмой. В последнем проекте, в частности, задействованы положения о приобретенном статусе, переходном периоде, поэтапности. При этом в целом, уточнил Левицкий, участники "стола" высказались за реализацию варианта общего государства посредством создания общего экономического, правового, социального и оборонного пространства в рамках границ, существовавших в 1990 г.
Представитель молдавского президента на переговорах Василий Стурза положительно оценил киевские проекты, предусматривающие сохранение единства и территориальной целостности Молдавии. Но этому противоречит намерение Тирасполя создать общее государство на базе двух равноправных государственных территориальных образований, добавил Стурза. И совсем уж, по его словам, не соответствует нынешнему контексту переговорного процесса прошлогодний указ приднестровского лидера Игоря Смирнова о переводе под контроль ПМР и недопущении приватизации земельных угодий ряда сел, находящихся на Левобережье, но остающихся под юрисдикцией РМ.
При обсуждении этого вопроса в правительстве премьер-министр Молдавии Думитру Брагиш сообщил, что Тирасполю рекомендовано отменить данное решение. А в молдавском парламенте уже прозвучало предложение - отобрать печати, штампы и лицензии РМ у экономических агентов Приднестровья, так как оно отказывается снять свои таможенные посты. Установление последних сопредседатель ОКК от ПМР Владимир Боднар аргументировал необходимостью контроля за перемещением товаров и грузов в регионе - аналогичного тому, который ввел Кишинев, образовавший в прошлом году 17 собственных фискальных постов. Воспрепятствование же деятельности приднестровских экспортеров означало бы фактическое возрождение экономической блокады, предостерег Боднар. А президент РМ Петр Лучинский заявил, что местные выборы в Приднестровье 26 марта прошли незаконно, без согласования с конституционными органами Молдавии и были использованы в политических целях тираспольскими лидерами.
Подобные постоянные перепалки как на практическом, так и на теоретическом уровнях составляют привычную рутину взаимоотношений сторон. И потому сомнительно, что продемонстрированный в Киеве прогресс научной мысли обернется - уже к лету - долгожданным прорывом в переговорах. Чтобы это произошло, должно совпасть множество различных факторов. Но обнадеживает, что хоть ученые сумели между собой договориться.
Кишинев