НА НАЧАЛО апреля в Киеве назначены парламентские слушания по проекту закона "О статусе крымско-татарского народа". В Крыму побывал вице-премьер Украины Николай Жулинский, основной докладчик по данному вопросу. Посещение мест компактного проживания крымских татар на полуострове, знакомство с современным состоянием проблем их возвращения и обустройства, встречи с руководством меджлиса, правительства и Верховной Рады автономии выявили две наиболее острые проблемы.
На Украине происходит распределение земельных паев. Живя в основном в сельской местности, большинство татар вступать в члены коллективных сельхозпредприятий (КСП) не стало. Согласно законодательству земельными паями наделяются только члены КСП, остальным жителям села (учителям, врачам и т.п.) участки для ведения подсобного хозяйства выделяются из резервного фонда. Вариант аренды земли из резервного фонда (как правило, расположенной вдали от жилого массива и низкой по качеству) татар не устраивает, и они добиваются получения полноценных паев в КСП. Кроме того, они требуют выделения земельных участков для городских татар, а также резервирования хороших земель для лиц, остающихся в местах депортации.
Согласно указу президента Украины, паями наделяются селяне, состоящие в КСП не менее пяти лет, и прокурор опротестовал постановление Совета министров автономии, принятое в мае прошлого года без учета данной нормы. Если свободных земель в регионе достаточно или паевание еще не прошло, Кабмин и Совмин стараются решить вопрос максимально благоприятно для татар, но последние продолжают требовать перераспределения земельных наделов там, где процесс паевания уже закончен.
Вопрос о резервировании земли в значительной степени носит спекулятивный характер. Уже 10 лет, как татары находятся в Крыму. За это время давно можно было составить списки всех лиц, подвергшихся насильственной высылке, вернувшихся из депортации и еще остающихся там. Однако татары не заинтересованы в этом, они стремятся проблему возвращения из депортации сделать "вечной" и добиться побольше уступок и денег от властей и международных организаций, а Киев, вместо того чтобы навести в данном вопросе порядок и взять его под контроль, идет у них на поводу.
Вторая проблема, которую татары стремятся решить в проекте закона, - это получить статус коренного народа Украины, как нигде не имеющего государственности или автономии и сформировавшегося на ее территории. Запись о наличии на Украине коренных народов и защите их прав и интересов в Конституции Украины, как и России, имеется. Однако, записав "коренные народы" вместо "коренные малочисленные народы", Украина создала себе очень большие проблемы. Под понятие "коренные малочисленные" на Украине попали бы только караимы и крымчаки, проживающие в основном в Крыму, численность которых в стране не превышает полутора тысяч человек, а во всем мире - трех тысяч, то есть они находятся на грани исчезновения.
Проблема крымских татар качественно иная, это не есть проблема вымирания народа. Татар в Крыму уже 260 тыс. человек, плюс столько же, по утверждению их лидеров, в Узбекистане (хотя, по данным переписи 1989 г., во всем СССР насчитывалось 275 тыс. крымских татар), кроме того, согласно заявлениям меджлиса, 5-6 млн. крымских татар живет в Турции. Татары мечтают о государственности, для начала хотя бы в виде автономии. Предоставление им Украиной статуса коренного народа дает татарам право на самоопределение, вплоть до отделения, и в Киеве это прекрасно понимают. Поэтому и Николай Жулинский, и крымский спикер Леонид Грач выступают против придания татарам статуса коренного народа. Но лучше Украине не играть с огнем и заменить в своей Конституции понятие "коренные народы" на "коренные малочисленные народы".
Конечно, это очень не понравится татарам, и они будут всячески противодействовать подобным конституционным изменениям, но Украине перед своими гражданами и мировым сообществом нужно брать на себя обязательства, которые ей под силу.