Сентябрь 1998 года - президент Кочарян в окружении соратников. Иных уж нет, а те - далече. Фото Натальи Преображенской (НГ-фото) |
РОВНО два года назад по результатам второго тура внеочередных выборов вторым президентом Армении стал Роберт Кочарян. В народе "двойку" не любят. Суеверные говорят, что она приносит неудачу. Более того, "вторым" всегда приходится тяжелее. В отличие от "первых", которым история прощает почти все, у "вторых" нет привилегии ошибаться. Похоже, эта странная логика времени сегодня обретает угрожающее значение как для армянского государства в целом, так и его нынешнего президента. "Двойка" действительно принесла Армении много бед - смерть и террор. Теперь она грозит предать забвению историческую роль Роберта Кочаряна как первого президента Первой Карабахской Республики. Не допустить этого нынешний глава Армении может лишь одним путем - решить карабахскую проблему, являющуюся ключевым направлением армянской дипломатии, а значит, максимально задействовать все рычаги внешней политики.
Необходимо признать, что в первый период президентства Кочарян действительно добился существенных успехов в этом направлении. В частности, активная дипломатическая деятельность официального Еревана ознаменовалась выдвижением международными посредниками (Россия, США, Франция) такой концепции мирного урегулирования карабахского противостояния, которая и де-факто, и де-юре исключала возможность установления вертикальных отношений между Степанакертом и Баку.
Однако 27 октября 1999 года все резко изменилось. Теракт в парламенте почти полностью парализовал республику, сделав ее жертвой собственных внутриполитических проблем. Из этого замкнутого круга Армения не может выбраться по сей день. Но, похоже, одного прорыва все-таки удалось добиться. Президент "возвратился" во внешнюю политику, что фактически означает возобновление дипломатической активности официального Еревана.
ВИЗИТ В ГРУЗИЮ И ФОРМУЛА БЕЗОПАСНОСТИ
28 марта глава армянского государства Роберт Кочарян отправился с официальным визитом в Грузию. Хотя эта поездка была омрачена террористическим актом против президента Нагорно-Карабахской Республики Аркадия Гукасяна, можно смело утверждать, что тбилисские переговоры Кочаряна оказались успешными. Армения вновь заявила о себе как о факторе внешней политики и активном участке всех общеевропейских и региональных политико-экономических процессов. В Тбилиси Армения представила конкретную формулу создания общей системы стабильности и безопасности в регионе. "Математически" Кочарян выразил ее формулой "3 плюс 3 плюс 2". В первую тройку входят сами Армения, Грузия и Азербайджан, во вторую - три основных региональных "тяжеловеса", а именно - Россия, Турция и Иран, последнюю двойку же составляют Соединенные Штаты и Евросоюз, играющие, по словам Кочаряна, важную роль во всех региональных процессах. Следует признать: как предложенная формула, так и общая суть заявлений Кочаряна были призваны показать преемственность Еревана внешнеполитическому курсу дальнейшего углубления сотрудничества с Россией, Ираном, Евросоюзом и США, а также нормализации отношений с Турцией. Естественно, стержневым полюсом этой системы взаимоотношений опять-таки является карабахская проблематика, которая также была затронута в ходе тбилисских переговоров.
В грузинской столице Роберт Кочарян вновь выразил уверенность в перспективе мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта, выступая при этом за продолжение диалога с его азербайджанским коллегой Гейдаром Алиевым, который также недавно побывал в Тбилиси. И армянский, и азербайджанский лидеры, следует подчеркнуть, успешно справились с основной из своих задач. Кочарян и Алиев поддержали президента Шеварднадзе перед предстоящими в Грузии президентскими выборами. А в России в это время уже был избран новый президент.
ПУТИН И КОЧАРЯН
Немаловажный факт. Роберт Кочарян поспешил позвонить Владимиру Путину прямо из Тбилиси. Глава Армении был одним из первых лидеров, поздравивших нового президента России с победой на состоявшихся выборах. Теперь он спешит прибыть в Москву и также одним из первых глав государств СНГ пожать руку уже президенту Владимиру Путину. Этому визиту и, в частности, скорым срокам его проведения придают огромное значение как в Москве, так и в Ереване.
Для армянской стороны этот визит ознаменует приверженность нового президента России политике стратегического партнерства с Арменией, а более конкретно - поддержку Владимира Путина Роберту Кочаряну, что реально усилит позиции последнего во внутривластном противостоянии в Ереване. Для российской же стороны приезд армянского президента в "стане первых" будет означать закрепление и подтверждение особого отношения Еревана к Москве. Этот факт прекрасно осознает и сам Роберт Кочарян. Характерно, что важное значение так называемого российского фактора было отмечено и в программном выступлении президента Армении в грузинском парламенте, о прозападной ориентации которого Кочарян не мог не знать. "Стабильность на Южном Кавказе лишена прочных основ, если в ней игнорируется необходимость развития добрососедских отношений стран региона с Россией. Мы не можем не учитывать глубину российских интересов в регионе и в свете их недооценок наличие определенной обеспокоенности с ее стороны. Перспективы дальнейшего развития и углубления демократических и экономических реформ в России бесспорно являются основой для качественно нового, соответствующего интересам наших стран, равноправного и взаимовыгодного сотрудничества. Мы видим в лице демократической России серьезного партнера", - заявил Роберт Кочарян, явно не скрывая, что эти слова, в частности, адресованы новому президенту РФ.
Последнее развитие внутриполитической ситуации в Армении однозначно показало, что Роберт Кочарян никак не намерен сдавать своих позиций и "добровольно уйти", как его предшественник Левон Тер-Петросян. Сегодня можно смело утверждать, что нынешний глава армянского государства взялся за раскрутку внешнеполитических рычагов как средств укрепления президентской власти и повышения его личного рейтинга. Согласно информации агентства СНАРК, уже 5 апреля Роберт Кочарян отбудет с первым официальным визитом в Румынию. Как известно, основным вектором европейского направления внешней политики Армении в нынешнем году является именно Восточная Европа как "дорога к сердцу Старого Света". Одной из первоочередных задач армянской администрации ныне является вступление Армении в Совет Европы, что также способно резко усилить позиции действующего президента.
В то же время отметим, что сегодня Роберт Кочарян не забывает и о важности сохранения поддержки Вашингтона, видящего в нем приемлемого для Запада лидера. Отметим, что на состоявшейся недавно в Ереване встрече с высокопоставленной делегацией Минобороны США, Кочарян особо отметил заинтересованность Еревана в углублении военно-политического сотрудничества с Вашингтоном. Однако при этом президент Армении не позабыл подчеркнуть и важное значение армяно-иранского партнерства, равно как и весьма позитивное отношение Еревана к потеплению климата между Вашингтоном и Тегераном. Скорее всего, концепция взаимодополнения и сбалансированности опять-таки может оказаться способной вывести армянскую дипломатию из состояния тупиковой стагнации. По крайней мере, только на днях стало известно о назначении нового посла Исламской Республики Иран в Армении. После 18 месяцев (!) "неофициальной обиды" за попытки Еревана углубить отношения с Тель-Авивом Тегеран нашел-таки подходящую кандидатуру на этот пост. Похоже, с Арменией вновь стоит общаться "на серьезном уровне".
Ереван