Мечети Узбекистана - не только украшение страны, но и места активной религиозной деятельности. Фото Артема Чернова (НГ-фото) |
- ШОАЗИМ ШОИСЛАМОВИЧ, после вторжения боевиков-ваххабитов на юг Киргизии и известных событий в Дагестане и Чечне воинствующий исламский фундаментализм стал реальной угрозой для многих стран СНГ, и прежде всего для государств Центральной Азии. Что делает ваш комитет для борьбы с этим злом?
- Наш Комитет по делам религии действует при Кабинете министров страны с 1992 года. До этого в Узбекистане, как и во всех республиках бывшего СССР, при Совете министров республики был отдел, занимавшийся вопросами религии. Но в 1992 году сама ситуация потребовала создать более солидную организацию, чтобы она могла заниматься всеми вопросами религиозной жизни. В то время в соседнем Таджикистане разразилась гражданская война и руководство нашей республики прекрасно понимало, что надо принимать меры для контроля за религиозной ситуацией в стране. Тогда и был создан наш комитет, который по сути является посредником между религиозными организациями и государственными органами. Он следит за тем, чтобы законодательство, предусматривающее урегулирование религиозных отношений в стране, неукоснительно соблюдалось как со стороны религиозных организаций, так и со стороны государства. Все вопросы в этой области, от создания религиозной организации до наблюдения за ее деятельностью, а также консультативные, экспертные и посреднические функции находятся в нашей компетенции. Мы проводим экспертизу религиозной литературы, которую ввозят из-за рубежа в Узбекистан, и той, которая издается в нашей республике. Кроме того, если со стороны религиозных организаций поступают какие-то жалобы в отношении того или иного государственного органа, мы помогаем разрешить этот вопрос.
- В связи с угрозой исламского экстремизма, в частности, с февральскими событиями 1999 года, в Узбекистане ужесточили контроль за деятельностью религиозных организаций...
- Я бы не сказал, что ужесточен контроль за религиозными организациями. Наоборот, в ноябре прошлого года мы получили указание президента Ислама Каримова, чтобы лучше прислушиваться к религиозным потребностям наших граждан, потому что начиная с 1 мая 1998 года у нас в связи с принятием новой редакции закона о свободе собственности религиозных организаций идет перерегистрация религиозных организаций. И в ноябре мы получили указание, чтобы нигде люди не оставались без мечети, без церкви. Требований по выполнению законодательства стало больше по отношению ко всем - от правоохранительных органов до министерств, ведомств. В том, что случилось 16 февраля 1999 года, нет участия религиозных организаций, которые на законных основаниях функционируют на территории Узбекистана.
В соответствии с новым законом о религии инициативная группа из числа граждан Узбекистана должна быть не менее ста человек. Раньше закон разрешал инициативной группе из 10 человек зарегистрировать свою религиозную организацию. Причем таким правом пользовались и не-граждане Узбекистана. По сегодняшним же законам, 100 человек создают свою общину, обращаются в управление или в Министерство юстиции с просьбой зарегистрировать их. Мы, в свою очередь, проводим экспертизу их документации, чтобы деятельность или устав этой общины не выходили за пределы, разрешенные законом. Если это нормальное религиозное направление, мы их регистрируем и здесь каких-то особых требований нет. Самое главное требование, которое записано в Конституции, - чтобы религиозная организация или община знала, что государство - отдельно, религия - отдельно.
- Эксперты некоторых международных организаций, в частности ОБСЕ, критикуют Узбекистан за то, что узбекское законодательство слишком жестко в отношении религии. Они недовольны тем, что представители религии не могут быть избраны депутатами.
- Во всех обращениях упомянутых вами международных организаций интересен тот факт, что исламский экстремизм их мало беспокоит или не беспокоит вообще. Их волнуют баптисты, которые не желают зарегистрироваться и говорят, что их вера не допускает, чтобы они входили в контакт с государственными органами. Они открыто заявляют: "Мы не будем регистрироваться", упорно организуют шествия и вообще занимаются всем, что им угодно. Вот в таких единичных случаях некоторых международных экспертов волнует незарегистрированность религиозных организаций, но, к сожалению, реальная угроза со стороны исламских экстремистов мало их беспокоит. Что касается выборов в парламент, то в соответствии с Конституцией Республики Узбекистан религиозные деятели не могут быть избраны депутатами Олий мажлиса. Какой же смысл отделять религию от государства, если мы будем допускать религиозного деятеля к законотворческому процессу.
- На юге Киргизии протестантские эмиссары проводят евангелизацию киргизов-мусульман. Как обстоит дело в вашей республике с религиозными эмиссарами?
- У нас миссионерская деятельность запрещена законом. Наше правительство считает, что религия - это личное дело каждого, и закон не должен кого-то преследовать за то, что человек не верует или верует. Правительство не должно разрешать заниматься миссионерской деятельностью, потому что в Узбекистане более ста национальностей и 15 религий, около 200 церквей различных направлений. Если каждый миссионер станет заниматься перетягиванием каната в свою сторону, будет катастрофа. Поэтому мы, учитывая эту реальность, запретили миссионерство и прозелитизм.
- В этом году отмечается 2000-летие рождения Христа. Какая помощь со стороны правительства республики оказывается русским Узбекистана, желающим посетить Иерусалим и другие христианские святыни?
- Специально для изучения этого вопроса в апреле прошлого года я съездил в Израиль, посмотрел все маршруты, узнал, какие есть возможности, ознакомился с программой празднования 2000-летия Христа. По возвращении я собрал руководителей всех конфессий, в том числе и представителей Русской Православной Церкви. Мы ознакомили их с маршрутами, условиями, выработали со всеми конфессиями план мероприятий. Как в Узбекистане, так и в Израиле, на территории священной земли, для всех, у кого хватит средств на поездку, будут организованы специальные рейсы, всю помощь со стороны государства мы окажем. Со стороны правительства Узбекистана христианским паломникам оказывается и будет оказываться такая же финансовая помощь, будут предоставлены те же льготы, что и мусульманским паломникам, совершающим хадж. Здесь у нас состоятся большие праздничные мероприятия с участием Русской Православной Церкви и других религиозных направлений. Поверьте, эти мероприятия проводятся не для "галочки", а для того, чтобы наши граждане - русские - чувствовали, что они тоже равноправные члены нашего государства, что их религия также имеет равные права с исламом, что они так же, как мусульмане, могут совершать паломничество. Даже те наши граждане, которые едут в Россию просто для паломничества по святым местам России, получают те же права, что и паломники на хадж, им меняют валюту по официальному курсу, выдают льготные билеты и так далее.
- Зачастую появление экстремистских сил связано с незнанием канонов ислама. Ведь в годы советской власти ислам в Узбекистане не изучался.
- У нас сейчас имеется 10 средних религиозных школ в десяти областях, Исламский институт в Самарканде. 11 учебных заведений имеет Духовное управление мусульман Узбекистана. Работают две семинарии - православная и протестантская. Это одно направление, непосредственно при религиозных организациях. А с сентября прошлого года в Ташкенте открыт Исламский университет при Кабинете министров. Это светский университет. Многие наши зарубежные друзья задавали вопрос: как это вдруг исламский университет - при Кабинете министров? Это обыкновенный светский университет, где будут глубоко изучать как ислам, так и другие религии. Я сам там преподаю. Для такого молодого государства, как наше, нужны специалисты, которые все-таки определили бы, какова должна быть роль и место религии в целом и ислама в частности в жизни нашего общества.
- Какие у вас отношения с Русской Православной Церковью Узбекистана, в частности с Ташкентской и Среднеазиатской епархией? Как часто вы встречаетесь с архиепископом Владимиром?
- Мы находимся в постоянном контакте с Русской Православной Церковью в Узбекистане, встречи у нас традиционны. В Узбекистане самое большое количество русскоязычного населения. Только русских в Узбекистане более миллиона. Мы часто встречаемся. Недавно, буквально месяц назад, мы обсуждали с ними проблему открытия мужского монастыря в Чирчике - это промышленный город-спутник недалеко от Ташкента. И мы положительно решили вопрос. Это у них третий монастырь, два женских монастыря уже есть.
Недавно мы отмечали шестидесятилетие архиепископа Владимира, я был на приеме. Он очень образованный, начитанный человек, и я с большим удовольствием слушаю его, рассказываю ему, что у нас происходит. Архиепископ Владимир ведет большую благотворительную деятельность на территории Центральной Азии, в том числе и в Узбекистане. В целом у нас прекрасные отношения, между нами нет никаких разногласий.
Ташкент-Москва
(Полностью интервью с г-ном Шоазимом Миноваровым будет опубликовано в ближайшем номере приложения "НГ-религии").