ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ Кишинева и Комрата сегодня определяющим становится вопрос о собственности. За последнее время руководство Гагаузского автономного территориального образования (АТО) неоднократно выступало против ведущейся централизованно, без согласования с ним приватизации предприятий, расположенных на территории АТО. Соответствующие постановления дважды в этом году принимало Народное собрание Гагаузии - 25 февраля и на внеочередном заседании 14 марта. В постановлении от 14 марта НС, сославшись на действующее в Молдавии законодательство, предложило парламенту и правительству РМ исключить из программы приватизации находящиеся в АТО государственные предприятия и передать их до 15 апреля 2000 г. в ведение Гагаузии. Гагаузскому исполкому при этом поручено до 1 апреля внести предложения по образованию комитета по управлению собственностью АТО и к 15 апреля разработать свою программу приватизации.
Комментируя для "НГ" создавшуюся ситуацию, новый башкан (глава администрации) Гагаузии Дмитрий Кройтор заметил, что урегулировать ее вполне позволяет наработанная в РМ законодательная база: переход расположенных на территории АТО объектов в ее собственность предусматривался и утвержденным пять лет назад парламентом законом об особом статусе Гагаузии, и прошлогодним законом о собственности административно-территориальных единиц. Специальное постановление "О дополнительных мерах по укреплению экономической базы АТО" приняло в 1997 г. и молдавское правительство. Между тем, подчеркнул башкан, осуществляемая Кишиневом в одностороннем порядке приватизация гагаузских объектов отрицательно сказывается на экономике региона. Приватизированные уже предприятия "Молдплодовощпрома" и Вулканештский винзавод, к примеру, теперь простаивают. В этой связи не может не беспокоить и дальнейшая судьба вполне работоспособного сегодня Чадыр-Лунгского табачно-ферментационного завода, на базе которого создается совместное предприятие по производству сигарет с турецкой фирмой "Текель", также включенное в приватизационный проект. Правда, добавил Дмитрий Кройтор, нельзя сказать, что республиканские власти вообще не прислушиваются к доводам Комрата. Данный вопрос два месяца назад обсуждался правительством, и необходимый проект-постановление уже разработан. Однако практическое решение проблемы почему-то откладывается.
Как пояснил помощник председателя Народного собрания Петр Златов, НС уже уведомило директоров недавно приватизированных Кишиневом гагаузских хлебокомбинатов о приостановлении данных решений. И если молдавский парламент санкционирует-таки приватизацию Чадыр-Лунгского табакфермзавода, она также не будет признана Комратом. Власти Гагаузии намерены настаивать на предоставлении им права самостоятельно управлять региональной собственностью. Тем более что отнюдь не всегда осуществляемая Кишиневом экономическая политика, и в частности тотальная приватизация, представляется целесообразной для АТО. И если столичное руководство проигнорирует позицию автономии, это очевидно вызовет отрицательную реакцию здешнего населения, что, в свою очередь, может сказаться и на результатах предстоящих в этом году президентских выборов, предположил Петр Златов.
Намерение гагаузских руководителей, отказавшись от политической риторики, вплотную заняться экономической проблематикой, подтверждает и тот факт, что в этом году впервые здесь взялись разработать собственный бюджет, предполагающий переход на систему фиксированных отчислений в Центр. Весьма напряженный, по словам Дмитрия Кройтора, бюджетный проект на 2000 г. уже утвержден Народным собранием во втором чтении.
С учетом опыта Приднестровья, чья экономическая самостоятельность исключает возможность политического диктата, Кишиневу, наверное, не очень хочется отказываться от имеющихся рычагов практического воздействия на Гагаузию. Но, с другой стороны, наметившиеся в АТО новые тенденции оказываются в русле инициированных административно-территориальной реформой в РМ процессов децентрализации власти и укрепления региональной экономической самостоятельности.
Кишинев