- МАРАТ МУХАМБЕТКАЗИЕВИЧ, что представляет из себя концепция национальной безопасности Казахстана? Какие изменения претерпела она за годы существования независимого государства?
- Соответствующий документ, содержащий определенные практические выводы и рекомендации, был принят в прошлом году. В нем предпринята попытка адекватно осмыслить почти десятилетний период независимости, а также текущую ситуацию, обозначить существующие и вероятные угрозы национальной безопасности, определить приоритеты в ее обеспечении. Это документ скорее прогностического, нежели ретроспективного характера.
- Наверное, можно, не рискуя выдать государственную тайну, остановиться на его основных моментах?
- За годы независимости в Казахстане созданы собственные вооруженные силы, органы национальной безопасности, система обеспечения правопорядка, разработана регулирующая законодательная база, недавно разработана и принята новая военная доктрина. Поворотной точкой в плане обеспечения национальной безопасности стали достигнутые в 1994 году договоренности по гарантиям ядерных государств Казахстану. Мы первые среди ядерных государств после развала СССР приняли безъядерный статус, осуществили практические действия по выводу ядерного оружия со своей территории, получив при этом гарантии территориальной целостности со стороны ядерных держав. Не менее важным элементом обеспечения национальной безопасности Казахстана являются и договоры в рамках так называемой "шанхайской пятерки". В "шанхайскую пятерку", как известно, входят Россия и Китай - страны, с которыми у Казахстана колоссальные по протяженности границы. Естественно, очень важны в этом плане и двусторонние договоренности между Россией и Казахстаном, Китаем и Казахстаном. Договорная база с двумя крупнейшими соседями абсолютно открыта и прозрачна. Есть конструктивный потенциал и в рамках Договора о коллективной безопасности. Так что можно утверждать, что выбор и "обкатка" политико-дипломатической составляющей стратегии национальной безопасности в целом имели позитивные результаты.
- Какого рода внешние угрозы беспокоят сегодня Казахстан?
- Не является большим секретом то, что ситуация в Центральноазиатском регионе будет оставаться достаточно сложной. В общем-то, многие эксперты предсказывали ее обострение и в 1999-м, и в 2000 году. К сожалению, их прогнозы подтвердились. Тем не менее мы полагаем, что речь может идти не столько о крупномасштабном военном конфликте, сколько о локальных столкновениях, связанных с международным терроризмом. Это может привести к определенной дестабилизации ситуации в регионе. Проблема международного терроризма теснейшим образом сопряжена и с другой угрозой национальной безопасности Казахстана, а именно с перемещением через нашу территорию оружия и наркотиков.
Специалисты ООН считают, что в ХХI веке проблема воды приобретет геополитическое значение. Потому мы исходим из того, что регулирование водохозяйственных проблем - это уже элемент не экономической, а стратегической безопасности нашего государства. Дело в том, что значительная часть поверхностного стока вод в Казахстане имеет внешний источник, то есть верховья рек находятся за пределами нашей территории. Этого нельзя не учитывать.
- Можно ли утверждать, что Казахстан разрешил со своими соседями все приграничные споры?
- Граница между СССР и Китаем, как известно, определялась на протяжении всего ХХ века. Потому я считаю важным дипломатическим успехом то, что мы смогли за довольно короткий срок уладить с Пекином все проблемы по границе. Если же говорить о Центральной Азии вообще, то, конечно же, вопросы с границами здесь существуют. Я полагаю, что их можно решить, опираясь на добрую волю и нормы международного права.
- Как бы вы охарактеризовали сегодняшнюю общественно-политическую ситуацию в Казахстане? Насколько она, на ваш взгляд, стабильна и предсказуема?
- Безусловно, "узкие места" в экономике впрямую связаны с проблемами национальной безопасности. Правительство Казахстана сейчас предпринимает усилия, направленные на снижение социальной напряженности в обществе, разработана специальная программа борьбы с бедностью. Если же говорить о внутренней политике, то в обществе достигнут определенный уровень либерализации. Мне представляется, что понижать его ни в коем случае нельзя. Мы выступаем за дальнейшую либерализацию политической системы.
- Однако оппоненты властей утверждают, что это не подтверждается реальными действиями со стороны государства...
- Идеализировать ситуацию, безусловно, нельзя. Но нельзя и не учитывать конкретных изменений, произошедших за последние полтора года. К примеру, ничто не толкало нынешний политический режим на либерализацию электорального законодательства, то есть фактически на присутствие в парламенте легитимных оппозиционных фракций. В Казахстане существует свобода слова, оппозиционные газеты продаются во всех киосках. Я бы не стал утверждать, что всем без исключения государственным чиновникам это по душе. Но общество привыкает к терпимости, демократизируется и структурируется в том числе и через свободную прессу. Наш принципиальный курс состоит в том, чтобы свобода слова в Казахстане существовала. Другой вопрос, что сам механизм функционирования независимой прессы сегодня оказывается зависимым от определенных экономических группировок. Что ж, это естественный процесс для "транзитных" обществ, к которым относится и Казахстан. Плюрализм здесь, на мой взгляд, может заключаться в формировании мощных и разнообразных информационных структур.
- Казахстан явился пионером в таком деле, как передача в собственность иностранным фирмам своих стратегических предприятий. Как вы оцениваете эту политику с точки зрения национальной безопасности?
- Если посмотреть на проблему в историческом аспекте, то когда-то территория Казахстана, скажем, во времена Шелкового пути, была открытой экономической территорией. Затем, как и вся огромная часть Северной Евразии, - закрытой. Я уверен, что сейчас экономическая закрытость равносильна историческому поражению. Другое дело, что существует определенный ряд критериев, по которым судят о безопасности государства в целом. Здесь есть некие критические пороги, переступая которые, государство ставит под угрозу свою экономическую безопасность.
В то же время степень интегрированности экономики в те или иные мощные производственные циклы, в том числе и глобального транснационального характера, как раз и определяет инвестиционную привлекательность экономики. Проигрывает тот, кто пытается вычленить национальную экономику из сложившейся системы мировых хозяйственных связей. Поэтому на процесс передачи в управление иностранным инвесторам казахстанских предприятий, конечно, если он проходил по закону и оказался экономически эффективным, вряд ли следует наклеивать какие-то ярлыки. Тем не менее очевидна необходимость отслеживания ситуации, связанной со стратегической инфраструктурой наших коммуникаций, в частности маршрутами проектируемых и строящихся газо- и нефтепроводов. Группа специалистов пытается спрогнозировать ситуацию в этом важнейшем для Казахстана вопросе.
- Есть ли, на ваш взгляд, критический для национальной безопасности порог в таком явлении, как коррупция?
- Есть один поразительный факт, заключающийся в том, что по ряду оценок значительный уровень коррумпированности сохраняется в Китае на фоне высокой динамики экономического развития и крайне сурового - вплоть до расстрела за определенные экономические преступления - репрессивного законодательства. На мой взгляд, многие исследователи коррупции недооценивают такую вещь, как политическая традиция. Нельзя уничтожить ее одними лишь актами или даже репрессиями. Вообще же коррупция - это явление глобального, общемирового масштаба. В той или иной степени она присутствует повсеместно. В развивающихся странах коррупция особенно на виду.
Что делается в плане борьбы с коррупцией в Казахстане? Мне представляется, что чисто административные репрессии просто-напросто загонят проблему внутрь. По-видимому, следует добиваться системного снижения уровня коррумпированности для начала хотя бы за счет сокращения числа контролирующих организаций над малым и средним бизнесом. По сути дела многие проверяющие добивались от проверяемых одного - взяток. Сейчас в Казахстане круг этих проверяющих резко ограничен. Более того, проверять отныне можно только с санкции прокуратуры, то есть если имеются реальные причины для проверки. Что же касается так называемой низовой коррупции на уровне среднего и мелкого чиновничества, то ситуацию можно поправить с помощью резкого упрощения налогового законодательства. Такой подход, на наш взгляд, имеет перспективу.
- Насколько успешно развивается сегодня сотрудничество Казахстана и России в плане обеспечения взаимной безопасности? Каким вам видится будущее российско-казахстанских отношений?
- Здесь я сторонник простых истин: соседей не выбирают, они - от Бога. Отношения России и Казахстана, на мой взгляд, несмотря на отдельные попытки их "раскачать", достаточно стабильны и ровны. Я бы отметил три главных направления.
Прежде всего это экономические связи. В мире наблюдается общая тенденция: растет товарооборот между богатыми странами, между богатыми и развивающимися странами, но нигде в мире нет общей и долговременной тенденции роста товарооборота между странами, переживающими сложные, посткризисные явления. К сожалению, и Россия, и Казахстан, и другие страны СНГ все еще находятся в сложной экономической ситуации. Но уже очевидно, что в экономике как России, так и Казахстана начинается оживление. Это позволяет надеяться, что по мере роста инвестиционных возможностей российского и казахстанского капитала экономические связи будут развиваться более интенсивно. Это не политика, это жизнь. Как только появятся средства, все начнет работать. Но это уже будет не дружба бедных, а взаимовыгодное сотрудничество уверенных в завтрашнем дне ответственных партнеров.
Второе направление - военно-техническое взаимодействие. Ни для кого не секрет, что вооружение Казахстана базируется на образцах российского ВПК. Очень важное направление, которое России следует рассматривать не только с позиции емкости казахстанского рынка, но и долгосрочной государственной стратегии.
И, наконец, культурно-гуманитарное сотрудничество. В конечном счете вся мрачная прогностика о будущем Евразии постулируется на неизбежности культурно-цивилизационного конфликта. Между тем база для межкультурного диалога сохраняется, и огромная позитивная роль культурной инерции здесь очевидна. Но уповать только на инерцию нельзя. Необходимы определенные культурные инициативы.
Сохранять добрые союзнические, партнерские отношения между Казахстаном и Россией означает уважать политическую волю наших народов, которые, несмотря на все исторические коллизии, продолжают ощущать себя близкими соседями на просторах огромного материка.