Тбилиси, год 1989-й. Сегодня события одиннадцатилетней давности вновь актуальны для
внутриполитической жизни Грузии. Фото Юрия Роста |
ПАРЛАМЕНТСКОЕ большинство в лице Союза граждан Грузии в ходе обсуждения в парламенте изменений и дополнений в закон о выборах отклонило все требования оппозиционного блока "Возрождение" об использовании во время президентских выборов метода маркировки избирателей. Тем самым оно отвергло главное условие председателя Верховного совета Аджарии и лидера Батумского альянса Аслана Абашидзе, выдвинутое в качестве обязательного для его участия в выборах. Фракция большинства считает маркировку недостойной и унизительной для граждан демократического общества, тогда как Абашидзе и возглавляемый им альянс партий рассматривают ее как едва ли не единственную возможность добиться справедливых результатов голосования.
Абашидзе тем временем свою кандидатуру не снимает, вновь призывая лидеров Батумского блока организовать повсеместный бойкот выборов. Не менее активно ту же идею стремятся реализовать внепарламентские оппозиционные партии, объединившиеся в альянс из 20 организаций. Заметна заинтересованность в срыве выборов и со стороны давних активистов национального движения, например лидера Партии национальной независимости Ираклия Церетели. Однако и власти, естественно, не дремлют. Совсем недавно был создан "Альянс в поддержку демократического и достойного проведения президентских выборов", который выразил протест политическим силам, выступающим за бойкот. Альянс этот, возглавляемый малоизвестным руководителем независимой Социал-демократической партией Грузии Давидом Ломидзе, объединяет 15 организаций, поддерживающих Эдуарда Шеварднадзе.
Президент Грузии, в свою очередь, деятельно включился в избирательную кампанию, объезжая города и районы. Шеварднадзе утверждает, что следующие пять лет станут периодом возрождения промышленности, ускорения темпов экономического роста, своевременных выплат зарплат и пенсий, укрепления государственности, возрастания международного и регионального влияния страны, ее интеграции в европейские и другие международные структуры. Жителям каждого посещаемого края президент обещает, кроме того, подъем сельского хозяйства. У Шеварднадзе поразительно прочный и благоприятный имидж: рядовые граждане и гражданки, отнюдь не избалованные жизнью, произносят в его адрес слова признательности и надежды, после чего их высказывания, естественно, звучат в эфире.
Однако совершенно другие речи были слышны на многолюдном митинге, организованном в рамках избирательной кампании другого кандидата в президенты, Джумбера Патиашвили. Руководитель его предвыборного штаба Мамука Георгадзе, председатель оппозиционной Народной партии, заявил, что в трагических событиях 9 апреля 1989 г. виноват не тогдашний первый секретарь ЦК КП Грузии Джумбер Патиашвили, а министр иностранных дел СССР того периода Эдуард Шеварднадзе. В ответ президент поручил прокуратуре Грузии воспользоваться материалами расследования комиссии Верховного Совета СССР, руководимой еще Анатолием Собчаком, а также другими материалами, изучить заново все обстоятельства и причины, инспирировавшие те события, и сказать народу правду. Здесь следует заметить, что, назначая выборы на 9 апреля, руководство Грузии сделало своеобразный ход конем. Вероятно, расчет делался на косвенное напоминание о пролитой крови в борьбе за государственную независимость, чего Джумбер Патиашвили предотвратить не смог. Стремясь выбить эту карту из рук властей, оппозиция решила нанести упреждающий удар по позициям главы государства. Шеварднадзе, поручая прокуратуре заняться расследованием причин возникновения этого конфликта (а "дело" уже насчитывает не менее полусотни объемистых томов), заявил, что он не является сторонником того, чтобы эти темы стали ведущими в ходе избирательной кампании, поскольку сам намерен в качестве главных тем использовать строительство государственности, вести разговор об экономическом росте и других серьезных вещах. "Я не собирался вспоминать о том, что происходило 10-15 лет назад", - сказал президент. Но теперь он призывает и прессу включиться в процесс журналистского расследования.
Тбилиси