ДЕНЬ рождения Тараса Шевченко на Украине отметили по-разному. Высшие руководители государства - спикер Иван Плющ, премьер-министр Виктор Ющенко, руководитель администрации президента Владимир Литвин и киевский мэр Александр Омельченко - приняли участие в возложении цветов к памятнику великому Кобзарю. Председатель Народного Руха Украины Геннадий Удовенко предложил закрепить законодательно в Кодексе законов о труде 9 марта как Шевченковский день. А группа вооруженных молодых людей, называющих себя членами молодежной организации "Самостийна Украина", захватила здание ЦК Компартии Украины в Киеве.
В полдень несколько вооруженных пистолетами молодых людей (среди которых была одна девушка) ворвались в здание ЦК на Борисоглебской улице, и, как утверждает охрана офиса, с выкриками: "Украина - для украинцев!" и "Запретить КПУ!" нападавшие поднялись в приемную второго секретаря КПУ Адама Мартынюка, против которого применили слезоточивый газ. Часть мужчин - сотрудников штаб-квартиры побили, женщин выгнали на улицу, после чего забаррикадировались в помещении, облив бензином первый этаж. Вскоре на фасаде был вывешен транспарант "Неделимая свободная Украина от Карпат до Кавказа". Кроме того, во дворе был обнаружен автомобиль "ВАЗ 2101", на котором неизвестные приехали в штаб-квартиру КПУ. На автомобиле была прикреплена записка с надписью "заминировано". Сотрудники правоохранительных органов сообщили, что машину проверили спецтехникой, однако взрывчатки не обнаружили.
Один из участников нападения заявил агентству "Интерфакс-Украина", что офис был захвачен с целью обнародовать политические требования. Находившиеся в здании работники были отпущены. "Мы не террористы и действуем в рамках политической необходимости". Члены "Самостийной Украины" потребовали законодательного запрета партий и других организаций, которые ведут подрывную антиукраинскую деятельность, в первую очередь - Компартии и других аналогичных организаций. Кроме того, они потребовали немедленного выхода Украины из СНГ, прекращения каких-либо контактов с "террористическим режимом Путина", проведения люстрации госаппарата, реорганизации госорганов принуждения и фискальных органов, признания за воинами Украинской повстанческой армии статуса ветеранов Второй мировой войны. Среди требований - вывод Черноморского Флота РФ с территории Украины, а также "дерусификация и деколонизация" украинского государственного образования и науки.
Собеседник агентства отказался назвать число своих коллег в здании ЦК, не подтвердил и не опроверг информации о наличии у них оружия и в то же время заявил, что в захвативших здание стрелял один из охранников офиса, сделав пять выстрелов. По требованию экстремистов переговоры с ними провел лидер Руха Геннадий Удовенко, через которого были переданы дополнительные требования - огласить заявление в СМИ, предоставить доступ к прямому телеэфиру, организовать выступление на Радио "Свобода" и переговоры с премьер-министром Виктором Ющенко. Участники акции предупредили о своей готовности к решительным действиям, включая возможность самосожжения, в случае если представители правоохранительных органов попытаются захватить здание. К этому моменту здание офиса ЦК КПУ было оцеплено милицией, ОМОНом и пожарными службами.
В середине дня прокурор Киева Юрий Гайсинский сообщил, что по факту захвата возбуждено уголовное дело. На тот момент конкретное число захватчиков не было известно, как не была подтверждена или опровергнута информация о том, вооружены они или нет. Улица была перекрыта, посторонних, в том числе и журналистов, туда не допускали. В одном из окон был установлен мегафон, через который девушка время от времени выкрикивала требования. Между тем в офисах партий правой ориентации "Державна самостийнисть Украины" и Конгресс украинских националистов сообщили агентству, что не имеют отношения к организации этой акции.
В какой-то момент самостийники выбросили из окон листовки, в которых, в частности, было заявлено, что "Самостийна Украина" намерена всеми существующими методами удерживать здание до выполнения соответствующими государственными органами требований по "деколонизации Украины". Однако к вечеру с "деколонизацией", видимо, было покончено, ибо в очередном телефонном интервью агентству "Интерфакс-Украина" один из находящихся в здании, назвавшийся Александром Башуком, представившийся как "правовед" и "адвокат этих людей", заявил, что захватчики собираются покинуть здание, добавив, что "эта акция - не что иное как действия, предпринятые в условиях крайней необходимости, потому что в течение девяти лет никто вообще не смог прекратить антигосударственную деятельность коммунистов. Это реакция молодежи, а не терроризм. Мы хотим только обратить внимание на требования и услышать реальную реакцию власти".
Чуть позже самостийники потребовали предоставления им неприкосновенности, если они примут решение покинуть офис коммунистов. Вскоре они провели пресс-конференцию, в ходе которой сообщили, что их требования переданы в администрацию президента и Кабинет министров. Было заявлено, что выполнено их требование о предоставлении СМИ, в частности, эфирного времени на телевидении. Около часа ночи самостийники, которых оказалось 11 человек, сдались властям и были отправлены в Подольский райотдел милиции. Обвинение скорее всего будет предъявлено по нескольким статьям, в частности, захват административного помещения, умышленное повреждение имущества, злостное хулиганство.
Как сообщили в центре общественных связей Главного управления МВД Украины, задержанные - студенты киевских вузов, в том числе Киевского университета, Киево-Могилянской академии. По предварительной информации, возглавлял группу учитель одной из школ Ватутинского района города. Организация "Самостийна Украина", к которой относят себя участники акции, до сих пор себя никак не проявляла. Зданию Центрального комитета Компартии нанесен значительный ущерб, разбита оргтехника, стены исписаны антикоммунистическими лозунгами. Перед тем как сдаться властям, лидер группы сделал заявление: "Украинский народ показал, что умеет защищаться". По его словам, главная цель, которой участники будут добиваться, - это судебное разбирательство инцидента, чтобы это дело "превратилось в процесс над Коммунистической партией Украины, над коммунистической идеологией".