0
911
Газета СНГ Интернет-версия

10.03.2000 00:00:00

Сюжет зависит от бюджета?

Тэги: Союз, Белоруссия, Лукашенко


Павел Бородин - реформатор структур Союзного государства Беларуси и России.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)

ПОСЛЕ обмена ратификационными грамотами между Владимиром Путиным и Александром Лукашенко, юридически зафиксировавшего создание Союзного государства России и Белоруссии, наступило некоторое затишье в формировании структур нового государственного образования по одной прозаической причине: не решен главный финансовый вопрос - о бюджете двух стран, общая сумма которого на 2000 г. составляет примерно 2 млрд. 200 млн. руб. Следовательно, романтический сюжет исторического романа зависит, как всегда, от финансовой прозы - от денег, от толщины общего кошелька и от желания финансовых групп и влиятельных бизнесменов с обеих сторон создавать для этого союза прочную основу. Есть и другие причины, уже политические, по которым формирование структур Союзного государства находится сегодня в подвешенном состоянии: это прежде всего президентские выборы в России, парламентские выборы в Белоруссии, выборы в Союзный парламент. Поскольку последние выборы совпадают по времени (осень нынешнего года), уже сегодня можно предполагать, что белорусская оппозиция попытается сорвать эти "двойные" парламентские выборы или представить их итоги "нелегитимными". Цель вполне понятна - чтобы потом заявить международному сообществу о "нелегитимности" и Союзного парламента┘ Безусловно, решающую роль в этих политических "инфляционных ожиданиях" сыграют итоги президентских выборов в России, после которых будет ясно, "под кого" финансировать программы нового государства и насколько жизнеспособным будет новый российско-белорусский союз.

Между тем затянувшееся всеобщее оцепенение негативно сказывается на интеграционных процессах в разных сферах, начиная от падения товарооборота между регионами Белоруссии и России до создания единой информационной системы. Уже неоднократно откладывалась очередная сессия Парламентского собрания, что крайне негативно отражается на общей ситуации - Союзному парламенту не мешало бы поскорее приступить к работе, поскольку остро необходимы как основополагающие правовые акты, так и законодательное оформление интеграционных будней. Пока же граждане Союзного государства в обеих странах проинформированы в основном о том, что госсекретарем назначен Павел Бородин - к неудовольствию части российской и белорусской элиты, так как, по мнению теоретиков нового государства, структура, возглавляемая ныне Бородиным (Постоянный комитет в Совете министров), задумывалась как высший аппаратный орган, который должен сделать союзную бюрократию более эффективной, чем предшествующая. Понятно, что к такой роли авангардиста обаятельнейший Пал Палыч органически не приспособлен - следовательно, можно сделать вывод, что этот российский "груз" предназначен для "устойчивости" нового государственного корабля. Подобная устойчивость грозит самому кораблю потерей скорости. Впрочем, для скорости в исполнительную власть нового государства направлен Михаил Касьянов, который недавно возглавил Совет министров союзного правительства. Этому динамичному лидеру и высокому профессионалу воздают должное обе стороны, однако и сам Совет министров находится в стадии становления в переходный период от Исполкома к новой структуре (Совмину). Что же касается Высшего государственного совета, который в прежнем своем виде не был замечен в какой-либо активной деятельности, то в новом государстве он, по мнению российской стороны, должен быть этаким "коллективным президентом", который аккумулирует опыт всех ветвей власти и должен создавать предпосылки и условия для эффективной работы органов Союзного государства.

Основная нагрузка сегодня ложится на законодательную власть - Союзный парламент, существующий пока как Парламентское собрание. Как считает ответственный секретарь Парламентского собрания Союза России и Белоруссии Владимир Аксенов, "сущностное отличие нового парламента от предыдущих заключается в том, что новый парламент будет избираться", и это отличие, на его взгляд, будет способствовать и новому механизму принятия решений, и механизму контроля, поскольку депутаты будут избираться народами своих стран. Выборы в Союзный парламент, по мнению обеих сторон, целесообразно провести осенью. Это означает, что два парламента, российский и белорусский, должны до летних парламентских каникул рассмотреть и принять свои законы о выборах в Палату представителей Союзного парламента первого созыва. В дальнейшем парламентарии двух стран разработают общий закон о выборах, но пока для ускорения процесса избран самый простой и рациональный вариант: в России принимается свой правовой акт об избрании 75 депутатов в общесоюзную законодательную структуру, в Белоруссии - свой, для своих 28 депутатов.

Сегодня идет обычная чиновничья суета, дабы чиновникам не упустить места в поезде новой номенклатуры. Пишутся какие-то бумаги, создаются какие-то комиссии, какие-то места себе присматривают лица, поднаторевшие в российско-белорусской дружбе, а также списанные с российского корабля "хозяйственники" и их свита. В подобном контексте нельзя исключать того, что даже относительно новые структуры - вроде Союзной общественной палаты при Парламентском собрании - тоже станут неким пристанищем для чиновников по призванию, которые будут трудолюбиво пошивать серебряными и золотыми нитями костюмы для голых королей, как-то: оказывать помощь "государственной власти в осуществлении Программы действий", участвовать в строительстве гражданского общества (!), а самое страшное - организовывать общественную экспертизу проектов и программ и даже "осуществлять контроль за деятельностью союзных органов". Хотелось бы взглянуть на людей, которые "от имени и по поручению" общественности будут "контролировать" деятельность, например, г-на Бородина, который, между прочим, пообещал весьма непринужденно создать такой союз, что "НТВ придется закрывать"... Более приземленная задача новой общественной структуры - это ее участие в выборах в Палату представителей Союзного парламента, но каким именно будет участие этого "предвыборного штаба" - пока трудно сказать. Первый съезд Союзной общественной палаты намечено провести до президентских выборов в России, а второй - осенью 2000 г., в канун выборов в Союзный парламент.

Поскольку сегодня в новом государстве с единым экономическим и правовым пространством, что называется, не густо, то не приходится говорить и о создании единого информационного пространства Белоруссии и России. Впрочем, может быть, оно на самом деле никому и не нужно (в отличие от деклараций), поскольку до чего-либо "единого" здесь пока далеко. Хотя некоторые шаги в российских СМИ для этого делаются, однако целостной системы до сих пор не просматривается - из-за странного благодушия и столь же стойкой чиновничьей иллюзии, что все совершится само собой, на почве малообоснованной любви к власти - и исключительно по причине чужого энтузиазма, то бишь бесплатно. А всякие тезисы о какой-либо "информационной блокаде" со стороны российских СМИ (особенно любимые официальными лицами Белоруссии) должны быть сняты с повестки дня, ибо, мягко говоря, неадекватны реальности.

А реальность такова: информационная политика, как и всякая другая, должна базироваться на конкретном "сюжете", который, как уже было сказано, зависит от бюджета и от многих других причин, среди которых одна из главных - понимание, что такое "четвертая власть", а также умение мыслить стратегически нестандартно. Заставить же российские СМИ (в том числе и те, которые всегда выступали за союз России и Белоруссии) предаваться малопочтенному занятию, которое когда-то называлось "советской пропагандой" или "наглядной агитацией", сегодня невозможно. Поэтому резонно предположить, что новому чиновничьему государству не нужна в принципе никакая современная пресса, потому что она, по определению, будет возмутителем спокойствия, тогда как чиновникам нужна "стабильность". Следовательно, и все разговоры о том, что Союзу России и Белоруссии по-прежнему что-то угрожает, - не более чем дымовая завеса для создания заведомо бесполезных структур. Новый союз развивается как бы в двух параллельных мирах: в горнем мире действительно вкалывают лидеры двух государств, а в параллельном мире идет неустанная работа по обустройству чиновников. Поэтому отцам-основателям Союзного государства надо быть осторожнее с почкованием различных структур - не худо бы этот бурный процесс по весне и проконтролировать.

На торжественной церемонии юридического оформления российско-белорусского романа Владимир Путин подчеркнул, что это будет не союз бюрократий, а союз народов. Сегодня в этот тезис верится что-то не очень┘ Собственно говоря, мы не против профессионально подготовленной и современно мыслящей бюрократии: пусть господа работают, пусть им платят адекватно профессионализму, но содержать целую прорву "друзей союза" - этого никакой налогоплательщик не выдержит. Правда, некоторые из официальных российских лиц считают, что все дело в "хороших" и "плохих" бюрократах и что в союзных структурах будут работать исключительно "хорошие бюрократы". Но откуда они возьмутся? Будут ли именно "хорошие" бюрократы представлять Россию в Союзном парламенте - неизвестно, но пока можно сказать только о том, что российская депутация несколько обновилась после выборов и представлена несколькими фракциями.

Впрочем, костяк составляют уже знакомые лица: руководителем депутации является председатель Государственной Думы Геннадий Селезнев, в различных комиссиях представлены депутаты, работавшие и в Думе предыдущего созыва - Татьяна Астраханкина, Анатолий Лукьянов, Елена Мизулина, Георгий Тихонов. Если об этих людях мы (со знаком плюс или минус - другой вопрос) можем сказать: да, их законодательная, политическая и общественная деятельность нам известна, то не о всех российских полпредах в союзной структуре это скажешь. Есть в этом российском списке люди, категорически не замеченные вообще в какой-либо депутатской деятельности, кроме как "представительской", вроде депутата Светланы Савицкой, ныне включенной в состав комитета Госдумы по обороне.

Проблема номенклатурной демократии - это, видимо, вечная проблема из разряда нерешаемых. Но стоит подчеркнуть, что именно российско-белорусское Парламентское собрание, при всей своей тяжелой наследственности, было единственной работающей структурой, подготовившей правовую основу для создания союзного государства. Однако сегодня вдруг некоторые официальные лица Белоруссии делают странные признания, высказывая запоздалые сожаления о том, что договор-де соткан из одних противоречий. Хочется спросить: господа хорошие, что ж вы раньше молчали? Почему подсунули двум президентам столь противоречивый документ? Эта инфантильная безответственность просто удивляет. Как бы там ни было, расхлебывать эти противоречия (или "гармонизировать") придется именно Союзному парламенту, который все никак не может закончить затянувшийся перекур. Помнится, накануне подписания договора было много волнений о том, как бы не случился правовой вакуум в переходный период от одного уровня межгосударственных отношений к другому. И вот он - вакуум, причем не только в законодательной, но и в исполнительной власти.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1756
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1101
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
800
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1082

Другие новости