ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И СТАДИИ РЕАЛИЗАЦИИ
Основная идея проекта "Транскам" - создание глобальной транспортной и сервисной инфраструктуры, связывающей страны Закавказья и Ближнего Востока с Россией, Японией, Китаем, а также порты Черноморского бассейна, Средиземноморья и Персидского залива с портами Российского Приморья.
Первая стадия реализации проекта "Транскам" (далее Проект) предполагает строительство на основе существующей автомобильной дороги "Транскам" приблизительно 100-километрового участка четырехполосной автомобильной и двухполосной железной дороги через Большой Кавказский хребет. Реализация только первой стадии Проекта позволяет объединить по наиболее короткому и безопасному маршруту сеть автомобильных и железных дорог России, Китая, Грузии, Азербайджана, Армении и дать выход на автодорожную и железнодорожную инфраструктуры Турции и Ирана, а также на порты Средиземного, Черного, Каспийского морей и Дальнего Востока.
Вторая стадия Проекта предполагает создание на этом транспортном отрезке (между югоосетинским городом Цхинвали на Южном склоне Большого Кавказского хребта и североосетинским городом Алагир) совместной организационной, сервисной, производственной и энергетической инфраструктуры.
Она включает в себя создание на основе долгосрочного международного договора на территории, прилегающей к этому отрезку магистрали (т.е. на территории Алагирского района Республики Северная Осетия и на территории Республики Южная Осетия) Международной свободной экономической зоны, обладающей государственной экстерриториальностью и являющейся субъектом международного права.
Основная цель создания такого типа Международной свободной экономической зоны состоит в необходимости изначальной фиксации долгосрочности, стабильности и надежности инвестиционных вложений, которые будут гарантированы от национальных политических рисков и подвластны исключительно нормам международного права.
Создание такой зоны является эффективной организационной основой реализации и перманентного развития Проекта, буфером, демпфирующим столкновение национальных интересов в рамках Проекта, а также катализатором инвестиционных ресурсов, привлекаемых наличием дополнительных международных гарантий и налоговых льгот в процессе непосредственного участия в строительстве, оснащении и эксплуатации объектов Проекта.
Эта стадия Проекта предполагает также окончание строительства и ввод в эксплуатацию Зарамагской ГЭС, которая должна стать энергетическим центром развития производственной и сервисной инфраструктур Проекта.
Третья стадия реализации Проекта предполагает модернизацию транспортной и сервисной инфраструктур государств-участников в части, относящейся к системе Проекта или связанной с развитием Проекта.
Основные решения этой стадии связаны с определением форм и объемов участия, с согласованием национальных и международных актов нормативного характера, определения законодательных форм защиты инвестиций и объектов совместной собственности, с определением мер взаимной ответственности и многое другое.
Эти проблемы будут решаться, вероятно, по аналогии с работой транснациональных компаний по транспортировке и обработке грузов.
1.Организационная основа.
Организационной основой реализации Проекта должно стать учреждение Международной транспортной корпорации в форме открытого акционерного общества (далее МТК), листированного на одной из фондовых бирж США или Западной Европы.
Уставный капитал при учреждении МТК должен составлять не менее 100 млн. долл.
Учредителями МТК должны выступить:
Российская Федерация; Республика Северная Осетия; Республика Грузия; Республика Южная Осетия; Республика Азербайджан; Республика Армения; Турция; Иран; Всемирный банк; Европейский банк реконструкции и развития.
Доля каждого участника в Уставном фонде должна составлять примерно 10 млн. долл.
По происшествию одного-полутора лет после учреждения МТК целесообразно провести дополнительную эмиссию в объеме 300-350 млн. долл. и разместить ее среди российских и иностранных физических и юридических лиц, корпораций и финансовых институтов.
Одновременно учредители МТК подписывают межгосударственный договор об аренде на 99 лет территории, прилегающей к "Транскаму", и организации на этой территории Международной свободной экономической зоны, а также утверждают основные положения, регламентирующие порядок ее функционирования.
Учредители избирают представительные и исполнительные органы МТК сроком на 5 лет. Исполнительные органы МТК организуют разработку инвестиционного проекта на первой и второй стадиях развития.
В качестве разработчика инвестиционного проекта должна выступить одна из крупнейших международных фирм, специализирующаяся в области финансового проектирования и пользующаяся авторитетом в среде инвесторов.
Определение этой фирмы должно осуществляться на основе международного тендера.
2. Финансирование.
Финансирование разработки инвестиционного проекта и проектно-изыскательских работ, а также затрат на содержание аппарата управления в этот период предполагается вести за счет учредительских взносов.
Финансирование дорожного строительства и основных элементов инфраструктуры можно осуществить только за счет долгосрочных кредитов международных финансовых институтов (типа Всемирного банка или Европейского банка реконструкции и развития) и кредитов крупнейших инвестиционных банков. Получение этих кредитов предполагается под гарантии акций компаний или определенных форм гарантий стран-учредителей. Определение формы гарантий возвратности кредитов является одной из основных проблем и требует отдельного изучения на предварительном этапе разработки проекта.
Объемы инвестиционных ресурсов по предварительной экспертной оценке ряда специалистов составляют:
I стадия (1999-2001г.г) - (250-300 млн. долл.);
II стадия (2002-2005 г.г.) - (700-900 млн. долл.);
III стадия (2006-2010 г.г.) - (2,5- 3 млрд. долл.).
Оценка окупаемости проекта по тем же экспертным оценкам различна по каждой из стадий реализации проекта и составляет примерно от 5 до 7 лет по первой стадии, от 10 до 12 лет - по второй и от 20 до 25 лет - по третьей стадии. Естественно, это весьма приблизительные оценки, которые могут быть уточнены только в процессе разработки инвестиционного проекта.
3.Основные экономические и политические последствия реализации Проекта.
Реализация Проекта позволяет сформировать на территории России крупнейшую в мире сеть транзитных грузоперевозок, которая свяжет по наиболее короткому маршруту большинство стран Европы и Азии, а стало быть позволит стать России существенной и наиболее эффективной частью мировой транспортной инфраструктуры со всеми вытекающими из этого последствиями экономического и политического характера.
Реализация Проекта, по существу, будет означать воссоздание современного варианта существовавшего некогда Великого шелкового пути.
Реализация Проекта будет иметь не только непосредственный (прямой) экономический эффект от эксплуатации собственно проекта, но значительно повлияет и на ход давно назревшей модернизации общей транспортной инфраструктуры России.
Конкретная оценка прямого и косвенного экономического эффекта от эксплуатации Проекта требует отдельных расчетов, однако на данный момент экспертные оценки с большой степенью уверенности свидетельствуют о высокой экономической эффективности затрат на реализацию Проекта и относительно быстрой для таких масштабных Проектов самоокупаемости.
Существенные перспективы Проект имеет и с точки зрения благотворного воздействия на политический климат непосредственно в Кавказском регионе, а также на укрепление связей России со странами Закавказья, Ближнего и Дальнего Востока.
В частности, реализация Проекта могла бы стать формой взаимоприемлемого решения югоосетинской проблемы (т.е. проблемы определения политического статуса самопровозглашенной республики), создала бы пояс многофакторной стабильности на Северном Кавказе.
4. Заключение.
Представленная записка является самым общим изложением идеи Проекта. Каждый из затронутых аспектов этой идеи в случае заинтересованности должен получить более детальное описание, и мы готовы их конкретизировать насколько это возможно на предварительной стадии перед началом разработки технического задания на проектирование.