КАК ИЗВЕСТНО, после террористического акта в Национальном собрании Армении 27 октября прошлого года внутриполитическая ситуация в стране заметно обострилась и сегодня все еще продолжает оставаться непростой. Трагическая гибель спикера НС Карена Демирчяна, премьер-министра Вазгена Саркисяна, ряда других видных политиков шокировала общество. Во властных структурах возник раскол и взаимное недоверие. Некоторые общественно-политические деятели стали открыто требовать отставки президента Роберта Кочаряна. В какой-то момент казалось, что глава государства, лишившись ведущих силовиков и, как представлялось, не имеющий серьезной опоры в парламенте, вынужден будет подчиниться давлению. Однако этого не произошло. И сегодня есть основания предполагать, что позиции президента ощутимо укрепились.
Одним из видимых симптомов этого обстоятельства стало недавнее заявление вице-спикера НС, одного из руководителей Республиканской партии Тиграна Торосяна о том, что "партия не поддерживает те политические силы, которые высказываются за досрочные президентские выборы". Напомним, что республиканцы являются политическим крылом могущественного и авторитетного союза ветеранов карабахской войны "Еркрапа", интересы которого они представляют в парламенте. Именно "Еркрапа" после 27 октября при поддержке своих сторонников в армии активно и последовательно выступал против президента, предъявляя ему разного рода ультиматумы. Как видим, картина изменилась. Более того, заявление г-на Торосяна означает, что и союзники республиканцев по парламентскому блоку "Единство", представители Народной партии Карена Демирчяна склонны к пересмотру своих подходов. Хорошо информированные источники утверждают также, что в кругах военного руководства также нет единства относительно необходимости, а уж тем более неизбежности ухода Роберта Кочаряна в отставку.
Очевидные изменения во взглядах на этот вопрос могут показаться достаточно неожиданными, однако они обоснованны и имеют свои конкретные причины. Уже с первых дней охватившего республику острого кризиса власти было заметно, что общество в целом не склонно поддерживать слишком радикальные перемены. Люди открыто выражали опасения, что они могут привести к еще более тяжелым последствиям. Даже наиболее последовательные оппоненты Роберта Кочаряна признают, что, принудив президента к отставке, его противники неизбежно превратили бы Армению в страну перманентных переворотов и нестабильности. Это именно так, и в первую очередь потому, что ни одна из политических партий и организаций, не говоря уже о силовых структурах, не в состоянии представить народу сколько-нибудь серьезную альтернативную кандидатуру. Именно поэтому уход Роберта Кочаряна с политической арены неизбежно и очень скоро привел бы к самым отрицательным последствиям: обострению борьбы за власть, дальнейшей дестабилизации всех сторон общественно-политической жизни и, не исключено, к прямым силовым акциям, чреватым колоссальными потрясениями. Судя по всему, в Армении очень опасаются повторения негативного опыта Грузии и Азербайджана. В этих странах перевороты и смена власти силой оружия привели к серьезным потерям. В Ереване убеждены, что успехи армян в борьбе за Нагорный Карабах во многом, если не в первую очередь, объясняются фактором национального единства. И сегодня все понимают, что раскол неизбежно станет причиной ослабления военно-политических позиций и Армении, и Нагорно-Карабахской Республики. Общественное сознание явно не готово к такому повороту событий. В этом состоит одна из причин того, что даже в самые острые, самые критические моменты противостояния в высших эшелонах власти народ никак не поддержал противников президента.
Сегодня для многих ясно, что, несмотря на сохраняющиеся противоречия, именно президент Роберт Кочарян олицетворяет собой надежду на сохранение стабильности и порядка и, что не менее важно и актуально, на продолжение миротворческого процесса вокруг Нагорного Карабаха. Нельзя не признать, что ставшие регулярными встречи и прямые переговоры без посредников между Робертом Кочаряном и Гейдаром Алиевым породили заметные надежды и ожидания, что застарелый конфликт удастся решить политическим путем, найти взаимоприемлемый достойный вариант выхода из кризиса.
На этом фоне достаточно бледно и малоубедительно выглядят утверждения некоторых маргинальных политиков - оппонентов Роберта Кочаряна о "нелегитимности" второго президента Армении. Они не находят какого-либо отклика, и не потому, что люди равнодушны к подобным вопросам. Напротив, армянская общественность политизирована даже чрезмерно. Однако эта проблема еще в 1998 г., после внеочередных выборов главы государства, стала предметом досконального разбирательства в Конституционном суде республики. И суд не нашел никаких оснований поставить под сомнение легитимность избранного президента и право Роберта Кочаряна занять этот пост. Кстати, ссылки на "нелегитимность" не нашли понимания и в зарубежных правозащитных и парламентских институциях, куда неоднократно обращались политические оппоненты президента.
Есть и еще одно крайне важное обстоятельство, без учета которого все разговоры о гипотетической смене власти в Ереване выглядят, мягко говоря, дилетантскими пересудами, напоминающими беседы пресловутых "пикейных жилетов". Речь идет о неявном, заботливо камуфлируемом, но от этого не теряющем своего фундаментального значения российском факторе. Не секрет, что армянский генералитет практически однозначно ориентирован на Москву, на продолжение, развитие и укрепление армяно-российского военно-стратегического сотрудничества. Кстати, в становлении этой традиции очень большая заслуга принадлежит экс-премьеру, бывшему министру обороны Вазгену Саркисяну. И, разумеется, такой подход не ставится под сомнение не только военными, но и Республиканской партией, ветеранами из "Еркрапа", да и вообще всеми сторонниками Вазгена Саркисяна, включая и нынешнего главу правительства, его брата Арама. И в этой связи есть все основания с уверенностью предполагать, что и военное, и политическое руководство России отнюдь не с восторгом относится к самой возможности смены власти в Ереване, что вполне понятно. Сегодня Армения остается единственным надежным и перспективным союзником и геополитическим партнером Москвы не только в регионе Южного Кавказа, но и во всей Передней Азии. В условиях продолжающегося противостояния в Чечне, явной активизации фундаменталистских сил и режимов, настойчивого проникновения Запада на постсоветское пространство Армения объективно становится весьма ценным для России форпостом влияния в одном из наиболее сложных, но и наиболее ценных в геополитическом отношении районов планеты. Опираясь на Ереван и свои военные базы, с удовольствием размещенные армянским руководством на территории республики, Россия способна достаточно успешно противостоять всем попыткам вытеснить ее из региона.
В Москве хорошо понимают истинную ценность армяно-российского союза. Не случайно, будучи недавно в Ереване, секретарь Совета безопасности РФ Сергей Иванов подчеркнул, что "Армения продолжает занимать главенствующее место среди стратегических союзников России". Отсюда ясно, что Москва весьма заинтересована в сохранении стабильности в Ереване. При этом тезис о том, что даже в случае смены власти в Армении к руководству придут пророссийские силы, не выглядит слишком убедительно. Дестабилизация, чреватая потерей управляемости даже на не очень непродолжительное время, справедливо порождает у российских политиков понятный скепсис. Степень риска, особенно в существующих обстоятельствах, представляется высокой. Поэтому вполне допустимо предположить, что Москва несколько охладила пыл сторонников немедленных коренных перемен. А мнение российских силовиков, повторим, весьма и весьма важно для их армянских коллег.
Сказанное позволяет сделать вывод, что наметившаяся во внутриполитической жизни Армении стабилизация в целом является объективным процессом, который, вероятно, будет продолжаться, несмотря на реально сохраняющиеся сложности и противоречия. Однако нарастает понимание того, что дальнейшее расхождение позиций способно до основания потрясти всю существующую систему власти и даже стать причиной прихода к управлению внесистемных сил и личностей. Осознание этой опасности постепенно понижает накал борьбы и порождает осторожный оптимизм относительно возможных трансформаций обстановки. Появляется надежда, что чувство ответственности за судьбу нации и государства станет преобладающим и это приведет к нахождению необходимого стране консенсуса.
Кстати, несмотря на алармистские заявления о формировании чуть ли не антипрезидентского правительства, этого не случилось. Роберт Кочарян получил вполне управляемый кабинет министров, что очень важно для сохранения общественной стабильности.