ВО ВСЕМ бывшем Советском Союзе люди недовольны уровнем жизни и коррупцией. Это неудивительно. Почему коммунисты все национализировали? Потому что не хотели возвращения капитализма. Почему они сконцентрировали всю власть в руках номенклатуры? Потому что не хотели, чтобы возникла демократия. Коммунисты заложили как можно больше "мин", чтобы подорвать будущее развитие нормального общества, поэтому процесс перехода оказался довольно сложен во всех странах - бывших республиках Советского Союза. Говоря о любой из них, уместно задаться вопросом, смогло ли государство изменить свой курс и как оно функционирует по сравнению с другими постсоветскими странами.
В противоположность тому, что склонны думать в Киргизии, многие показатели республики довольно неплохие. Во-первых, по официальным данным, с 1989 года ВВП в странах СНГ снизился в среднем на 53%. Однако снижение ВВП в Киргизии было сравнительно умеренным - 47%, хотя страна потеряла особенно значительные субсидии от центрального бюджета из Москвы и прежде мало товаров поставляла на экспорт. Эта цифра, конечно, сильно преувеличена, поскольку экономическая деятельность сейчас во многом не оценивается, в то время как при коммунизме производственные показатели завышались и производилось много ненужных товаров. Во-вторых, Киргизия была в числе стран, вернувшихся к подъему относительно рано, в 1996 году. В-третьих, с 1996 года Киргизия сохраняет значительный прирост, в среднем составляющий почти 6% в год. Развились нужные секторы. Сектором услуг всегда пренебрегали, но он сейчас уже оформился. Киргизия явно имеет сравнительные преимущества в сельском хозяйстве, которое служит движущей силой нового роста.
Эти показатели экономического роста ставят Киргизию в ряд стран с лучшими показателями по СНГ. Напрашивается сравнение с более богатым Казахстаном, у которого едва ли наблюдался какой-либо рост в эти годы. Проблема бедности была унаследована от коммунизма, изменилось то, что сейчас обсуждается открыто. Утверждения о том, что уровень жизни значительно снизился, не кажутся убедительными, учитывая то, что значительно снизилась детская смертность и более широкое распространение получило высшее образование. Жители Киргизии справедливо недовольны, но в действительности ни в одной стране региона нет лучшего положения.
Причина этих позитивных преобразований заключается в том, что в Киргизии проводились наиболее решительные экономические реформы в Средней Азии. Выделяются несколько факторов. Во-первых, Киргизия имеет самый либеральный режим внешней торговли и сумела вступить в ВТО. Это означает, что жители республики могут покупать дешевые товары из многих стран, несмотря на свою территориальную замкнутость. Многие могут получать доход, занимаясь внешней торговлей. Во-вторых, цены в Киргизии действительно свободные. Развилась отличная конкуренция. В результате можно найти все виды товаров по дешевой цене. Хорошо функционирующий рынок также означает поощрение производителей, поскольку они видят, что могут продавать то, что пользуется спросом на рынке, в то время как более бедные производители не могут продать свою низкокачественную продукцию. В-третьих, в Киргизии очень много мелких предпринимателей, включая незарегистрировавшихся. Фактически около половины ВВП создается малыми предприятиями. Это чрезвычайное достижение. В России эта цифра составляет 20%. В современном мире предпринимательство и новаторство присущи в значительной степени малым предприятиям, и их существование - это признак жизнеспособности экономики. Часто жалуются, что две трети этих предприятий занимаются "только" торговлей и что они малорентабельны. Однако в первую очередь должна развиваться торговля. Похожие жалобы высказывались в Польше в 1992 году, когда экономика в действительности была на подъеме. Только тогда, когда начнет нормально функционировать рынок, что уже произошло в Киргизии, можно ожидать от предпринимателей понимания, что новое производство следует начать.
Это правда, что в Киргизии предприниматели страдают от высокой коррупции и вмешательства со стороны государственных органов, но это историческое наследие для всей системы. Кроме того, либерализация имеет свойство приводить вначале к некоторому росту коррупции, так как большое количество чиновников осмеливается требовать больше взяток. Однако правительство Киргизии неоднократно проводило резкие сокращения штата органов государственного управления и предпринимало далеко идущие шаги по реорганизации управления. На Украине и в России налоговых инспекторов на душу населения в три раза больше, чем в Киргизии. Поэтому в последней наблюдается значительный рост, в то время как он почти отсутствует на Украине и в Молдавии, имеющих более крупную бюрократическую машину. Если общество останется открытым, сама конкуренция и открытость сократят взяточничество. Мы уже наблюдаем появление все большего и большего числа предприятий. Чаще всего бизнесмены в Киргизии жалуются на налогообложение, но именно так и должно быть в рыночной экономике. Другие формы государственного вмешательства упоминаются реже.
Государственные структуры Киргизии требуют дальнейших реформ, которые и проводятся одна за другой. В этом году в стране будет создан многопартийный парламент. Это хорошее средство сделать парламент более структурированным, дисциплинированным и профессиональным. В Киргизии существует жизнеспособная свободная пресса, которая справедливо критикует все формы злоупотреблений со стороны правительства. Именно это и должна делать пресса, и ее критика имеет положительный эффект. Хотя высказываются справедливые жалобы о нарушениях в избирательном процессе, Киргизия, несомненно, самая свободная и демократическая страна в Средней Азии, и эта свобода является серьезным препятствием для коррумпированной части элиты.
Благодаря своей открытости и успешным экономическим реформам Киргизия привлекла существенную зарубежную поддержку, особенно со стороны международных финансовых институтов. Очень крупные суммы были предоставлены стране, и даже если почти все финансирование - концессионное, с процентными ставками около одного процента в год, внешний долг растет очень быстро. Это самая большая очередная экономическая проблема, которая стоит перед правительством. К счастью, в значительной степени, эту проблему можно решить довольно легко, сократив чрезмерную программу государственных инвестиций, которая финансируется из займов Всемирного банка, и резким сокращением менее важных государственных инвестиций может быть решена проблема дефицита бюджета и внешнего долга. Сокращение дефицита бюджета может также улучшить торговый баланс.
Большую часть населения Киргизии явно составляют малоимущие, но в стране сохраняется обязательное школьное образование и пенсионная система для всех, что редко встречается в государствах с подобным уровнем экономического развития. Именно в Киргизии были предприняты далеко идущие реформы здравоохранения, которые привели систему здравоохранения в соответствие с нуждами населения. Доля ВВП, направляемая на здравоохранение и образование, не только не сократилась, но даже возросла, в то время как большинство соседних стран испытали настоящий развал этих сфер. Общественные средства ограниченны, но правительство Киргизии сумело поддержать их на достаточном уровне, сокращая субсидии предприятиям и расходы на государственные органы. Это увеличило эффективность использования этих средств в интересах общества, что видно из улучшившихся показателей благосостояния.