В ЭТИ ДНИ со страниц бельгийской прессы не сходят аршинные заголовки по поводу "аферы века", как подают здесь историю плачевного сотрудничества компании "Трактебель" с Казахстаном. Публикуется и галерея портретов участников этой трагикомедии, а возможно, и драмы: собственной персоной президент компании Филипп Бодсон, эксперт Пьер Боске, бывший премьер Казахстана Акежан Кажегельдин, бизнесмен Игорь Макаров, предприниматель с российско-израильским гражданством, которого здесь однозначно причисляют к мафии, Григорий Лучанский, просто казахский бизнесмен Патох Шодиев... Все это главные действующие лица "аферы века", сюжет которой напоминает криминально-фантастические романы. С той разницей, что авторы таких романов не рискуют перебарщивать с размерами сумм, которые фигурируют в их сочинениях, чтобы не показались неправдоподобными. Однако действительность бывает удивительнее любой фантазии, и свидетельство тому - эта громкая история со многими миллионами долларов...
Прежде всего о самой бельгийской компании "Трактебель". Это гигантская энергетическая корпорация мирового масштаба, действующая практически во всех частях света. Года три назад добралась "Трактебель" и до Казахстана, заключив контракт на поставку оттуда природного газа по мощному трубопроводу в 9 тыс. км. Сначала все вроде бы шло нормально, и "Трактебель" приступила к инвестированию в этот проект солидных средств и к отправке оборудования. Но вдруг нежданно-негаданно сделкой заинтересовались сперва швейцарские бдительные службы по надзору за финансовой деятельностью своих банков, а затем и бельгийские судебно-правовые инстанции. В общем, над "Трактебель" стали собираться тучи.
Выяснилось, что при заключении сделки на газ трем ключевым в этой операции лицам в Казахстане "Трактебель" выплатила ни много ни мало 55 млн. долл. в качестве комиссионных за посредничество! Сумма, как видим, значительная. Можно, конечно, предположить, что это "трио казахов", как их здесь именуют, очень уж потрудилось для своей родины и работало в поте лица, чтобы подписать договор с бельгийской компанией. Можно, видимо, понять и ее руководителей, решивших столь щедро вознаградить казахских партнеров, а возможно, у этой фирмы вообще такие высокие ставки на сей счет. Все может быть. Хотя бельгийские следственные органы ужаснулись размерам комиссионных без вразумительного объяснения, за что, собственно говоря, их уплатили, но закон оказался на стороне "Трактебель": если комиссионные перечислены не гражданам страны, то претензий быть не может и налоги не взимаются. Посчитали, что таковы, мол, традиционные размеры оплаты услуг в этом экзотическом Казахстане...
Тем временем на свет божий выплывают новые факты этой колоссальной сделки или уже "аферы века": оказывается, что существенную часть из суммы гонорара в 55 млн. долл. казахи через банки вернули назад компании "Трактебель"... Пока выявлены следы перевода "всего" на 5 млн. долл. Но расследование еще впереди. Вот где собака-то зарыта: явно завышенные комиссионные оформлены нормально, без сучка и задоринки, но они не целиком предназначались для "трио казахов", и хороший куш вернулся в карманы бельгийских благодетелей. Такова вкратце схема этой махинации, где еще много неизвестных и продолжение незамедлительно последует.
Во всяком случае, из-за этой операции, удивительной по примитивности и впечатляющей по размерам задействованных средств, уже летят головы. Так, снят с должности вице-президент "Трактебель" Николас Атеринос, который на всякий случай ударился в бега. Уволен эксперт Пьер Боске, который утверждает, что 28 декабря прошлого года в Москве на встрече с глазу на глаз с Лучанским и Макаровым ему была предложена взятка в 7 млн. долл., чтобы сохранить во что бы то ни стало контракт с "Трактебель", руководство которой намерено прекратить сотрудничество с Казахстаном.
Короче говоря, каждый изворачивается как может. Самые интригующие и содержательные показания дает центральная фигура в пресловутом "трио казахов" - Патох Шодиев. Как высказался в беседе с корреспондентом "НГ" Алэн Лаллеман, один из бельгийских специалистов, расследующих это дело, Шодиев просто вынужден говорить все, что знает, поскольку по требованию следствия заморожены его счета в швейцарских банках - все принадлежащие ему 40 млн. долл.! По совету своего адвоката, как сообщает пресса, он отдал себя в распоряжение правосудия Швейцарии и "правдиво рассказывает о том, как по срочному требованию "Трактебель" определенная часть комиссионных была возвращена в Бельгию". Как здесь считают, следствие ожидают и другие сюрпризы, скрывающиеся в анналах "аферы века".
Брюссель