В МИНУВШЕЕ воскресенье в Таджикистане в условиях повышенных мер безопасности состоялись выборы в нижнюю палату Национального парламента республики. Избиратели, как и на прошлогодних президентских выборах, проявили высокую активность. По предварительным данным, к урнам для голосования пришли около 90 процентов граждан, имеющих право голоса. На 63 мандата претендовало более 320 кандидатов, в том числе 218 по одномандатным избирательным округам и 108 - по партийным спискам. В выборах участвовали шесть партий - Народно-демократическая, Коммунистическая, Социалистическая, Исламская партия возрождения, Демократическая партия и партия "Справедливость". Несмотря на то, что предвыборный период был омрачен целым рядом террористических актов, покушений на видных политиков и членов их семей, гибелью одного из кандидатов в депутаты, выборы, вопреки некоторым прогнозам, прошли нормально.
Наблюдатели от Исполнительного секретариата СНГ, ООН и ОБСЕ в целом расценили прошедшие выборы как "открытые и свободные". Было отмечено, что Центризбирком обеспечил равные условия всем кандидатам и партиям. Некоторые наблюдатели, в том числе и Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ в Таджикистане Евгений Белов, отметили, что "голосование проходило в спокойной обстановке, при отсутствии давления со стороны каких-либо сил".
По словам председателя Комиссии по национальному примирению Саида Абдулло Нури, выборы можно считать демократическими хотя бы потому, что в них участвуют несколько политических партий, в том числе и Исламская партия возрождения. Г-н Нури подчеркнул, что это определенный шаг вперед по пути демократизации общества. В свою очередь президент Таджикистана Эмомали Рахмонов заявил, что лично он проголосовал за укрепление мирного процесса, национального единства, за возрождение страны.
Вместе с тем представители международных организаций наряду с прогрессом в сфере демократизации отметили определенное несоответствие нормам и стандартам ООН и ОБСЕ, обусловленное отдельными положениями Закона о выборах в парламент, в частности, зависимость избирательных комиссий от органов государственной власти. Кроме того, несмотря на заявление председателя ЦИК Мирзоали Болтуева о том, что выборы проходили без грубых нарушений, известно, что на ряде избирательных участков некоторые нарушения все-таки имели место. В частности, были случаи, когда глава семьи голосовал за всех своих домочадцев. Впрочем, это может быть объяснено не злым умыслом, а особенностями восточного менталитета. Кое-где, по некоторым сообщениям, в ходе голосования на участках отключался свет и прекращался доступ к избирательным урнам. Есть отдельные свидетельства также и о том, что не для всех кандидатов в депутаты были обеспечены равные условия в ходе предвыборной кампании.
Хотя официальные итоги выборов будут подведены не ранее, чем через две недели, по предварительным неофициальным данным, лидирующее положение в списке претендентов занимают представители Народно-демократической партии, которая, по-видимому, и получит большинство мест в новом парламенте. Это вполне объяснимо, поскольку лидером народных демократов является сам президент Эмомали Рахмонов, и несомненно, что для поддержки этой партии в той или иной степени был использован государственный административный ресурс. За второе место, вероятнее всего, развернется борьба между Компартией и Исламской партией возрождения. Однако только после окончательного подведения итогов голосования можно будет судить о реальном раскладе сил в нижней палате, от чего в значительной степени будет зависеть и формирование коалиций, намеренных претендовать на руководящие посты в парламенте.
Почти сразу после формирования нижней палаты таджикские граждане вновь придут на избирательные участки: 23 марта здесь состоятся выборы в верхнюю палату парламента.
Душанбе