Думитру Брагиш. Фото ИТАР-ТАСС |
- КАКИЕ проблемы были в центре внимания во время вашего недавнего визита в Москву? Каковы нынешний уровень и перспективы молдавско-российских экономических связей? Какие направления и проекты являются в этой сфере приоритетными? Каков, по вашему мнению, общий итог переговоров в Москве?
- Приезд правительственной делегации Республики Молдова в феврале в Москву был далеко не случаен. Экономические взаимоотношения между нашими странами, по моему мнению, переросли рамки, установленные в начале девяностых годов. Сейчас, как никогда прежде, следует изучить новые возможности для взаимовыгодного сотрудничества, обсудить долгосрочные перспективы наших взаимоотношений. Мы, Республика Молдова, к такому диалогу готовы всегда.
А вообще каждая поездка в Москву (официальная, частная) для меня лично - это всегда интересный диалог, обмен мнениями по самому широкому кругу вопросов, встречи с друзьями, приятные воспоминания о том времени, когда я жил и работал в этом красивом городе.
Касаясь собственно визита в Москву и тех вопросов, которые находились в центре внимания, стоит отметить следующие: обсуждение перспектив и стратегии долгосрочного экономического молдавско-российского сотрудничества, реструктуризация задолженности моей страны за кредиты, предоставленные правительством России, урегулирование "газовой" задолженности Молдовы перед "Газпромом", вопросы энергетического сектора и другие. Вот эти вопросы я бы выделил особо.
С учетом сложившихся реалий мы вынуждены были безотлагательно решать во время визита "горящие вопросы". Разумеется, молдавская делегация не приехала с пустыми руками и привезла целый пакет предложений и проектов соглашений, которые, по моему мнению, могут улучшить взаимоотношения между нашими странами в экономической области. Так, полностью разделяя обеспокоенность российской стороны о резком снижении импорта молдавских товаров, мы предложили обсудить ряд конкретных предложений, призванных стимулировать торгово-экономические связи, расширить сотрудничество по многим направлениям.
Оценивая уровень двусторонних экономических связей, приходится с сожалением констатировать, что значительную часть традиционных для молдавских производителей российских рынков мы потеряли. Этому виной и огромный вал низкосортной и просто фальсифицированной продукции, захлестнувшей Россию, и как следствие потеря доверия к молдавским изделиям у ваших потребителей; это и финансовый кризис в России 1998 года, больно ударивший по молдавским экспортерам, и многое другое.
Общий объем товарооборота между нашими странами снизился до небывалого уровня. Это относится в полной мере и к российским товарам, завоз которых в Молдову уменьшается с каждым годом. Наши традиционные товары - винодельческие изделия, табак, семена кукурузы, растительные масла, сахар, свежие овощи и фрукты - активно вытесняются с российского рынка конкурентами со всего света. Причем стоит особо подчеркнуть, качество этих изделий в большинстве случаев если не равняется молдавскому аналогу, то зачастую уступает.
Касаясь приоритетов: ваша страна по-прежнему стоит на первом месте в списке наших главных экономических партнеров (это в равной степени относится и к импорту из России). Это говорит само за себя.
Поэтому нам просто необходимо развивать двустороннее сотрудничество. Это выгодно России и это выгодно моей стране. Так, в энергетическом секторе мы ждем прихода российских компаний в Молдову в качестве инвесторов, партнеров по бизнесу. У нас есть большая заинтересованность в модернизации Молдавской ГРЭС с участием российского капитала, в сотрудничестве в области транзита российских энергоносителей через Молдову в европейские страны, в области других совместных проектов. То есть потенциал наших взаимоотношений очень большой.
Что же касается конкретных результатов моего визита в Москву, то я оцениваю их как обнадеживающие. Мы договорились по вопросам возврата долгов с "Газпромом", на переговорах с российской правительственной делегацией была достигнута договоренность о продолжении консультаций в марте текущего года, с тем чтобы следующий приезд ознаменовался подписанием ряда межправительственных соглашений по реструктуризации задолженности перед правительством России, активизации двусторонних отношений. Как высказался первый вице-премьер РФ Михаил Касьянов, итоги визита можно оценить по пятибалльной системе на "четверку".
- Ваш предшественник на посту премьер-министра Ион Стурза неоднократно давал нелестную, а порой даже уничижительную оценку перспективам экономического сотрудничества Молдавии как в рамках СНГ, так и в области двусторонних отношений с Россией. Каков ваш взгляд на этот круг проблем?
- Я бы не стал огульно критиковать своего предшественника, тем более что эти высказывания относились к механизму реализации соглашений торгово-экономического характера, подписанных в рамках Содружества. Вы прекрасно понимаете, что декларации очень часто расходятся с действительным положением вещей.
Участие Молдовы в Содружестве пока не решает многих экономических проблем - речь идет о сохранении серьезных противоречий в законодательствах различных стран - членов СНГ, о проблеме транзита молдавских товаров через третьи страны - члены СНГ, ценах на энергоносители, квотировании различных товаров и изделий, сертификации, своевременной оплаты за поставленную продукцию, соблюдении долговых обязательств, таможенных пошлинах и многом другом. Не надо сбрасывать со счетов и финансовый кризис 1998 года, затронувший все без исключения страны Содружества.
Зачастую, не решив проблемы на многостороннем уровне, Молдове приходится их решать на двустороннем, что ставит под сомнение жизнеспособность соглашений в рамках СНГ. К слову, российская сторона также часто сталкивается с подобным, поэтому говорить о какой-то "особой" позиции Молдовы я бы не стал. Мы искренне надеемся, что все несогласованности, препятствия являются болезнью роста, становления Содружества. Последний январский саммит обнадежил нас в этом смысле. Иными словами, я остаюсь оптимистически настроенным - это относится как к двусторонним связям с Россией, так и к перспективам экономического сотрудничества Молдовы в рамках СНГ.
- На недавнем саммите стран-членов СНГ президент Молдавии Петр Лучинский выступил с инициативой свободной экономической зоны. В чем суть этого предложения и обсуждалось ли оно во время вашего визита в Москву?
- Я полагаю, что о чем-то подобном речь шла довольно давно. Установление различных искусственных препон мешает торговле - экономика не терпит непродуманных шагов и жестко указывает на это. Из-за разного рода препятствий путь молдавских товаров на российский рынок, рынки других стран СНГ, равно как и российских, украинских, белорусских, казахских на молдавский, осложнен. Это идет во вред всем сторонам.
Да, мы обсуждали этот вопрос с российской делегацией в ходе последнего визита в Москву, от самой идеи не отказываемся и будем убеждать партнеров по Содружеству в ее целесообразности. С российской стороной, мне показалось, нам удалось достигнуть взаимопонимания по данной инициативе. Я считаю, что некоторые страны-члены СНГ в январе этого года просто оказались неготовы к такому предложению президента Республики Молдова, поэтому должно пройти немного времени для появления реакции наших партнеров - положительной или отрицательной. Кстати, материал "НГ" по этому вопросу достаточно полезен - он раскрывает несомненные плюсы молдавского предложения.
- Ваше правительство многие обозреватели называют временным, переходным, техническим. Согласны ли вы с такими утверждениями и что составляет программную, концептуальную основу деятельности нынешнего кабинета министров?
- Да, вопрос не из легких. Конечно, ни одно правительство не может быть вечным - этому есть объективные предпосылки. Но, уверяю вас, парламент, утвердив правительство Брагиша, тем самым подтвердил наличие консенсуса между ветвями власти по приоритетным вопросам, и я делаю вывод, мы имеем карт-бланш на некоторое время. Как минимум на первые сто дней. Осталось это время потратить с толком и добиться конкретных результатов. Совершить поворот к лучшему за 30 дней пока не удавалось никому!
Мы полностью отдаем себе отчет, в каком "аховом" положении наш кабинет принял экономику страны. Действовать надо быстро, решительно, конструктивно. Поэтому в основу деятельности правительства мы заложили целый ряд действенных, по нашему мнению, мер, способных улучшить экономическую ситуацию в республике: разработать в короткий срок и представить проект бюджета на 2000 год - мы, кстати, до сих пор живем без основного экономического закона; обеспечить его принятие парламентом, облегчить налоговое бремя, радикально улучшить собираемость налогов, используя все имеющиеся в распоряжении ресурсы, осуществить приватизацию предприятий винодельческой и табачной отраслей, договориться с международными финансовыми институтами о путях продолжения сотрудничества и многое другое.
Особый упор мы делаем на социальную сферу. Мы планируем изыскать ресурсы для увеличения зарплат бюджетникам, выплат пенсионерам.
Реально оценивая положение вещей, мы обязаны обеспечить текущие платежи "Газпрому" и организациям-донорам - во избежание различного рода санкций по отношению к Республике Молдова. Как вы видите, задачи и приоритеты определены максимально возможные - дальше отступать некуда. Поверьте мне, это так.
- В Молдавии остро стоит вопрос об импорте энергоносителей. Каким образом ваш кабинет министров планирует решать эту проблему? Есть ли отличия в подходах к ее решению от позиции предыдущего правительства РМ?
- Различий в основополагающих подходах к решению такой острой проблемы быть не может. Страна, лишенная собственных запасов энергетических ресурсов, вынуждена их импортировать. Любое правительство должно отдавать себе отчет в том, что за импортируемые энергоносители платить необходимо! Точно так же, как все мы платим за хлеб и молоко в магазине. Задача нашего правительства усложняется тем, что в определенный период времени Молдова по ряду причин не полностью оплачивала импортируемые энергоресурсы. И образовались долги, которые надо выплачивать. В том числе и российской стороне. Другое дело, что нет возможности оплатить все долги и сразу. Мы с "Газпромом" пришли к договоренности о реструктуризации основной части образовавшейся задолженности, но главное - это то, что надо обеспечивать текущие платежи, как бы трудно это ни было.
Затрагивая тему импорта электроэнергии, мы также учитываем сложившиеся реалии - из ее экспортеров мы превратились в импортеров, значит, надо платить и за импортируемую электроэнергию. И правительство ищет резервы, постоянно ищет, в том числе и нетрадиционные источники тепла и электроэнергии. Наши деревни и города годами находятся без света и тепла - это моя каждодневная головная боль. Проблема застарелая. Отключения прокатывались и по Кишиневу. Это ненормально по сути. Учитывая все вышесказанное, правительство выдвинуло следующий принцип: чтобы был свет, тепло, вода, население должно понять одну простую вещь - за все это надо платить. Бизнес тоже должен смириться с тем неизбежным фактом, что неплательщиков будут отключать в случае неуплаты. Иначе страна погрузится во мрак! А этого допустить нельзя.