"Осеннее наступление" оппозиции в Минске может смениться "весенним". Фото Андрея Никольского (НГ-фото) |
ПАЛАТА представителей Национального собрания приняла во втором чтении избирательный кодекс, но страсти вокруг многострадального документа не улеглись. Достаточно сказать, что главными оппонентами упомянутого законопроекта были не только шесть главных политических партий, но и консультативно-наблюдательная группа ОБСЕ. Западноевропейские дипломаты надеялись, что им удастся организовать переговорный процесс между правящим режимом и оппозицией с целью принятия демократического законодательства о выборах, наделения парламента свойственными ему властными функциями, допуска оппозиционных сил к СМИ, в особенности к электронным.
Но переговорный процесс, как известно, прервался и, судя по всему, не возобновится. Палата представителей, собранная на внеочередную сессию для принятия бюджета на 2000 год, заодно решила в экстренном порядке принять и Избирательный кодекс. Обществу сейчас внушается идея, что Лукашенко способен и сам, без участия оппозиции, демократизировать процесс выборов депутатов и президента.
Ситуация повергла в шок группу ОБСЕ, ее члены до последнего момента надеялись, что власть выполнит достигнутые ранее договоренности.
Оппозиция предвидела такой поворот событий, не надеясь, что команда Лукашенко способна довести начавшиеся переговоры до логического конца. Сейчас возможность выхода на телевизионный экран и в радиоэфир политических соперников Лукашенко может невероятно расширить число их сторонников, поскольку правительство оказалось бессильным в борьбе с ростом цен и инфляции.
В то же время один из лидеров оппозиции, председатель социал-демократической партии ("Народная грамада") Николай Статкевич считает, что оппозиции удалось добиться консолидации. Она уже приобрела организационные формы. В основе объединенной оппозиции три основные партии - Белорусский народный фронт во главе с Винцуком Вечеркой, Объединенная гражданская партия и наша "Народная грамада". С ними самым тесным образом взаимодействуют конгресс демократических профсоюзов и комитет "Хартия-97". Именно этим силам удалось провести в конце прошлого года "Марш свободы", наделавший много шума. "Мы научились проводить массовые акции, очевидно, благодаря этому в обществе растет понимание ценностей демократии. Также все могли увидеть, что в обществе созрел громадный потенциал недовольства. В тот момент власти вынуждены были если не пойти на переговоры, то хотя бы обозначить стремление к ним. Задумывался диалог между властью и западноевропейскими структурами, оппозиция при этом присутствовала в качестве декоративного элемента. Но после проведения "Марша свободы" депутация от власти вела переговоры с оппозицией. Все, кто интересуется политикой, увидели, что оппозиция готова к любым конструктивным переговорам. Все также увидели, что не мы срываем диалог, его как форму политической стабилизации пока не воспринимает команда Лукашенко. Между тем переговоры власти нужны не меньше, чем оппозиции. Другое дело, что они будут оттягиваться, народ будут убеждать, что никакие переговоры не нужны. Но режим оказался в тупике. Оппозиция, а она представляет достаточно широкие слои общества - не менее 30% избирателей, не будет участвовать в выборах, скроенных по шаблонам в нелегитимной палате представителей. Ведь нравственная и политическая обстановка в стране удушающая. Нас шельмуют на государственном телевидении и радио и не дают сказать даже слова в ответ. Видные политики-оппозиционеры исчезают, есть опасение, что навсегда. Многие упрятаны в тюрьмы. Зачем, спрашивается, тратить силы, время и деньги на выборы, голоса в которых будут считать назначенные Лукашенко люди, а сам законодательный орган не является парламентом?" - полагает г-н Статкевич.
Далее, по словам лидера "Народной грамады", получается, что экономическая политика потерпела крах. Только для поддержания народного хозяйства в нынешнем жалком состоянии Белоруссии необходимо получать 2-3 млрд. долл. в год. Если раньше донором выступала Россия, то теперь у нашей великой соседки появился ряд своих проблем, и рассчитывать на ее помощь не приходится. Правительство озабочено поиском средств на Западе и на Востоке одновременно. Но для того, чтобы получить западные инвестиции, необходимо выполнить какие-то условия. Есть повод говорить и о поражении Белоруссии на восточном политическом направлении. Официальный Минск стремился заполучить деньги под разговоры о славянском братстве. Амбиции же г-на Лукашенко простирались до желания стать властелином Кремля. Его амбициям способствовало отсутствие в России единой политической воли. Теперь же у России появилась единая воля, шансы Лукашенко сыграть на противоречиях между Думой и правительством, между Думой и Кремлем, сыграть на замедленной реакции президента Ельцина сведены до минимума. Теперь Лукашенко придется расплачиваться за объединительную риторику. Вместо императорского кресла вполне реально светит кресло губернатора. Тем не менее думаю, что г-н Лукашенко никогда не смирится с крахом своих амбиций, он готов согласиться даже с креслом губернатора, чтобы сделать его стартовой площадкой для достижения наивысшей цели через четыре года, например. Казалось бы, при таком раскладе ему ни к чему заигрывать с Западом... Однако в этом случае он получает свободу маневра для себя, возможность и дальше шантажировать Россию, благо, он освоил объединительную риторику. Другое дело, согласится ли Запад идти ему навстречу, если не будет реальных шагов по демократизации Белоруссии. США, например, готовы с ним взаимодействовать по такой формуле: "Утром - демократия, вечером - деньги", а некоторые германские политики готовы утром дать деньги в обмен на вечернюю демократию. Правда, г-н Лукашенко умудрился разочаровать и тех и других. Даже те политики, которые были очень лояльно к нему настроены, сильно разочаровались в этой фигуре.
"Благодаря" стараниям Лукашенко мы превратились в субъект российской политики, и тяжело делать прогноз по Белоруссии, не имея прогноза по России. Думаю, что со стороны Кремля будет более жесткая и более осмысленная, более последовательная политика в отношении Минска. Не деньги за слова, а что-то другое, может поступить требование выполнить обещание об объединении государств. И тут остается сказать только одно - доигрались!
"Поэтому я, - считает Николай Статкевич, - несмотря на самую мрачную действительность, предполагаю, что Лукашенко вынужден будет пойти на соглашение с оппозицией, чтобы будущие парламентские выборы были признаны на Западе. Второй вариант развития событий - Лукашенко не воспримет существования оппозиции, тем более попадания ее в парламент даже в минимальном количестве, возможности публичной критики его действий, и тогда страна будет и дальше погружаться в болото экономических неурядиц. Оппозиции же останется одно: идти на обострение, на проведение уличных акций протеста, используя растущую силу социального протеста. Мы уже приняли решение о проведении массовых акций. Первая из них пройдет 15 марта. Рассчитываю, что всю весну нам удастся продержать власть в сильном напряжении. К уличной форме воздействия добавится и международное давление. Ведь по решению 54 государств Европы и Северной Америки, принятому на парламентской ассамблее ОБСЕ, режим Лукашенко обязан провести переговоры с оппозицией. Не для проформы, а по существу".
Минск