0
1398
Газета СНГ Интернет-версия

24.02.2000 00:00:00

Нурсултан Назарбаев: мы - за многополюсный мир

Тэги: Назарбаев, Казахстан


Нурсултан Назарбаев.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)

- ГОСПОДИН президент, некоторые эксперты полагают, что после назначения Владимира Путина исполняющим обязанности президента России шансы превращения СНГ в дееспособную организацию увеличились. Разделяете ли вы подобный оптимизм? Каким вы в настоящее время видите будущее СНГ?

- Один из современных авторов заметил: "Невелика штука предсказывать будущее; вы лучше попробуйте разгадать настоящее!" Если серьезно, то именно сегодня Содружество переживает определяющий этап, и именно сегодня складываются важнейшие предпосылки нашего развития на многие годы. И это связано с теми событиями, которые происходят в Российской Федерации.

Поэтому мне импонируют слова Владимира Путина о том, что отношения с государствами СНГ станут главным приоритетом российской внешней политики. Надеюсь, оптимизм, с которым встретили это заявление в Содружестве, будет оправдан.

1999 год для СНГ был одним из самых сложных. Тенденция геополитического разлома постсоветского пространства не только не исчезла, но даже усилилась. Это проявилось, например, в кризисе Договора о коллективной безопасности, в полярных оценках по событиям в Косово.

Будущее СНГ зависит от того, насколько успешно будут решены три основные задачи.

Первая из них относится к сфере политики. Речь идет о превращении СНГ в эффективный механизм многостороннего сотрудничества, разрешения политических проблем, в том числе споров и конфликтов.

В составе СНГ есть государства, понесшие территориальные потери, испытывающие серьезные трудности, связанные с сепаратизмом. Могут ли эти государства по-настоящему верить в необходимость СНГ, если эта организация не в состоянии помочь им в решении этих проблем?

Надо до конца преодолеть конфликтный потенциал, который был заложен в природе "вялотекущего" распада. Предпосылки этому существуют, о чем свидетельствует в целом мирное течение постсоветской истории.

Вторая задача - экономическая. СНГ станет прочным лишь тогда, когда будет создана интеграционная система, выгодная всем. Важно, чтобы такая система, основанная на общности экономик стран Содружества, их взаимодополняемости и взаимном протекционизме, позволяла удерживать позиции на своем собственном рынке, аккумулировать и объединять ресурсы, необходимые для развития.

Назовите ее "зоной свободной торговли", "единым экономическим пространством" или "общим рынком" - суть от этого не меняется.

Третью задачу, вытекающую из первых двух, но не менее принципиальную, я обозначил бы как выбор стратегии.

Сегодня эта проблема в отличие от 1994 года, когда был предложен ЕАС, усугубляется тем, что по прошествии этих нескольких лет страны СНГ резко отличаются друг от друга разными типами экономических и политических систем, постепенно расходящимися внешнеполитическими приоритетами. Эти различия уже сейчас накладывают отпечаток на двусторонние отношения государств Содружества и могут стать камнем преткновения для гораздо более сложного многостороннего взаимодействия.

Поскольку об унификации названных выше систем не может быть и речи, значит, предметом разговора должны стать принципы сближения. И здесь понадобится не просто трезвый подход, нужен свежий, эвристический взгляд на сущность нашего единства. Нынешняя модель не отражает складывающихся в СНГ реалий. По сути, надо вести речь о новой концепции Содружества.

В СНГ политика пока довлеет над экономикой Так было до сей поры, и все мы сознаем, сколь непрочна и недолговечна такого рода склейка. Поэтому для сохранения Содружества нужно срочно наверстывать упущенное в сфере экономической интеграции. Но этого могут добиться страны СНГ, обладающие сходной социально-экономической и политической базой. Если быть точнее, те государства, которые добились сопоставимых с Россией результатов в либерализации экономики и общественной жизни.

- В декабре прошлого года президенты России и Белоруссии подписали договор о создании союзного государства. Как вы оцениваете перспективу этого союза?

- Подчеркну два важных момента.

Первое. Объединение стран в союзное государство или иное образование - дело самих этих государств и народов. И к их выбору надо относиться с пониманием и уважением.

Мы в Казахстане намерены внимательно наблюдать за развитием событий. Особенно нас интересует экономическая сторона дела, какой эффект будет иметь взаимодействие и грядущее объединение финансовой, валютной, налоговой, таможенной систем. Надо признать, в этом отношении перспективы пока неясны.

Второе. Мы должны понять сам характер этого объединения. Преобладают ли здесь интересы "политики текущего момента" или это начало создания союзного государства, когда области Беларуси станут субъектами Российской Федерации?

То есть надо посмотреть, какую форму в итоге примет Союз России и Беларуси. Мы знаем исторический пример унии Швеции и Норвегии с высокой степенью суверенитета. Мы видим аналогичный опыт интеграционных процессов современных европейских стран. Есть пример Арабских Эмиратов, где, наоборот, почти все важные вопросы отнесены к полномочиям объединенного государства...

Если же предлагается какая-либо форма возврата к бывшему СССР - для стран СНГ это неприемлемо.

Казахстан исходит из того, что идея Союза России и Беларуси не противоречит концепции разноуровневой интеграции на постсоветском пространстве.

Сегодня для Казахстана вопрос о вступлении в него не стоит. Нынешний союзнический уровень отношений с Россией и Беларусью в рамках договора о Таможенном союзе мы считаем адекватным нашим национальным интересам и объективным условиям исторического момента.

Потенциал этих отношений далеко не исчерпан, поэтому нет причин для спешки. Как говорится, от добра - добра не ищут.

- В последнее время много говорят об ослаблении Таможенного союза (ТС) России, Казахстана, Белоруссии, Киргизии и Таджикистана. Многие скептики поговаривают о возможной гибели ТС. Каковы, по-вашему, реальные перспективы ТС?

- Часто говорят, что Таможенный союз через некоторое время прекратит существование, по крайней мере в том виде, в каком существует сейчас. Даже предсказывают этот день - когда Россия и другие участники ТС вступят во Всемирную торговую организацию. Дескать, в юридическом смысле его реальные перспективы дальше этого не простираются.

Но экономически ТС является ядром СНГ и локомотивом экономического взаимодействия постсоветских стран, и фактор ВТО не отменит этой реальности. Поэтому необходимо максимально полно использовать те возможности, которые дает Таможенный союз. Совместные усилия стран-участниц уже сейчас помогли преодолеть негативные последствия мирового кризиса.

Полагаю, как только будет реализован новый порядок взимания НДС, который был согласован на последнем саммите "пятерки", мы получим значительный прирост во взаимной торговле. Обязательно следует довести до конца и наши экономические планы - завершить формирование зоны свободной торговли, осуществить единые меры тарифного и нетарифного, валютного регулирования, согласованно проводить структурную перестройку экономик, создать объединенный рынок товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

Итоги последнего саммита глав правительств Таможенного союза в Москве, на котором были решены многие важные вопросы, вызывают огромный энтузиазм.

- Каково ваше личное отношение к исполняющему обязанности президента РФ Владимиру Путину? Вы верите, что он сможет вывести Россию из кризиса?

- Наши контакты с Владимиром Путиным начались недавно. Но первые впечатления - весьма благоприятные.

Мы несколько раз общались, причем не только в официальной обстановке. Видно, что он разносторонне подготовленный, вдумчивый, волевой и целеустремленный политик. В нем есть и масштаб. Ему удалось консолидировать российское общество.

В должности председателя ФСБ и главы российского правительства Владимир Путин дважды побывал в Астане. Весьма предметно мы говорили с ним после январского саммита в Москве.

Коротко скажу так: смена российского руководства не оказала отрицательного влияния на уровень и динамику казахстанско-российских отношений. В последние годы они заметно укрепились, и особенная активность в практическом плане проявилась именно в прошлом и нынешнем годах. Мощный импульс этому процессу был придан летом 1998 года, когда Россия и Казахстан объявили о вечной дружбе и союзничестве.

Все казахстанцы одобряют эту политику, хотят, чтобы она продолжалась. Поэтому отрадно, что Владимир Путин словом и делом подтверждает преемственность такой политики с российской стороны.

Сможет ли Владимир Путин вывести Россию из кризиса? Думаю, что сможет. В настоящий момент он представляет собой фигуру, которая устраивает значительную часть российской элиты и в то же время обладает массовой социальной поддержкой.

Стабилизация власти, предсказуемость и взвешенность внешнеполитического курса, экономическое возрождение страны - если Владимир Путин этого добьется, то это будет благом не только для России, но и для всех ее друзей.

- После проведения парламентских и президентских выборов в Казахстане вновь установилось политическое затишье. Опыт России показывает, что нагнетание страстей перед любыми выборами в основном происходит из-за борьбы за власть с помощью войны компроматов. Насколько прочна сегодняшняя политическая ситуация в Казахстане?

- Прошлый год в Казахстане прошел под знаком выборов. Были принципиально важные новации - альтернативность выборов президента, выборы депутатов парламента по партийным спискам. Они повлекли небывалую предвыборную активность. В ней и в результатах выборов мы видим доказательство широкой поддержки курса реформ.

Предвыборная кампания прошла у нас в выдержанной и корректной форме. Не было случаев покушения на кандидатов, политические оппоненты не выливали друг на друга ушаты грязи. Попытки использовать "технологию компромата" скорее были исключением.

Политического затишья нет. Начал работу новый парламент. Именно в его стенах развертывается политическая борьба, поскольку среди депутатов - целый ряд оппозиционных политиков. Уже сформированы партийные фракции, независимые депутатские группы. И те и другие поднимают острые вопросы, ставят проблемы перед правительством. Началась проработка важных законопроектов, вокруг которых и сами парламентарии, и пресса поднимают большой шум. В общем, идет нормальный политический процесс.

Политические реформы в Казахстане будут идти поступательно. Мы будем тщательно готовить почву для каждого нового ростка демократии в нашей стране. Это моя принципиальная позиция.

Выборы показали, что в нашей стране политика демократизации стала на твердую почву, преобладающая часть населения мыслит демократическими категориями. Никаких откатов к прошлому у нас не будет.

- Нурсултан Абишевич, как обстоят дела с экономикой? Удалось ли преодолеть кризис после девальвации казахской национальной валюты - тенге в апреле прошлого года?

- Кризис преодолен. После того как курс тенге уравновесился, во второй половине прошлого года наша экономика набрала хороший темп. Рост ВВП по сравнению с тем же периодом 1998 года в эти месяцы составил 5%, а всего за год - 1,7%. Собран отличный урожай зерновых - знаменитый казахстанский миллиард пудов, причем на гораздо меньших площадях и при гораздо меньших затратах. Но и промышленность не стояла на месте - за год рост составил 2,2%.

Мы избежали высоких темпов инфляции, несмотря на резкое падение курса тенге в апреле прошлого года. Сравните, за год доллар вырос с 87 до 140 тенге, то есть на 60%, а темпы инфляции составили 17,8%. Это говорит об укреплении позиций национальной валюты. Мы смогли быстро восстановить и, более того, увеличить золотовалютные резервы - до 2 миллиардов долларов. Это самый большой показатель за годы реформ.

Сохраняется положительная динамика мировых цен на главные статьи казахстанского экспорта. Улучшились торговые позиции Казахстана на рынке СНГ. Это дополнительные факторы, благоприятно влияющие на оживление экономики. Позитивные тенденции дают нам возможность приступить к созданию условий для устойчивого экономического роста.

Правительство уже не будет играть роль пожарных, оно сосредоточится на нескольких главных направлениях. Это прежде всего повышение эффективности управления экономикой, улучшение кредитования производственного сектора, постепенный отход от сырьевой ориентации.

Например, перед правительством и областными руководителями я поставил задачу - каждый месяц в каждой области возвращать к жизни одно бездействующее или создавать одно новое производство. За год могут заработать без малого двести предприятий. Это вполне по силам.

Казахстан начинает накапливать ресурсы для улучшения социального климата. Мы не имеем долгов по пенсиям и заработной плате. Казахстан находится на первых позициях в СНГ по среднему размеру пенсии и заработной платы. Мы приступили к разработке программы борьбы с безработицей и бедностью.

Вы начали свой вопрос с прошлогодней девальвации тенге. Тогда, в апреле, мы объявили о том, что банковские вклады населения в национальной валюте не пострадают. Так вот сегодня банки пересчитывают и уже выдают вклады, сохраняя их долларовую стоимость на момент введения плавающего курса тенге. Если не ошибаюсь, в СНГ это первый случай защиты накоплений и банковских вкладов.

- Какое влияние оказывает нефтяной фактор на экономику Казахстана?

- Нефтегазовая промышленность является одним из важных источников доходной части бюджета страны, в частности валютных поступлений. Наличие нефти является одним из преимуществ в привлечении иностранных инвестиций, новых технологий и передового менеджмента. Нефтегазовый комплекс Казахстана только за 1997-1999 годы привлек 2,7 миллиарда долларов прямых инвестиций.

Поэтому можно сказать, что нефтяной фактор на сегодня играет важную роль в экономике страны. Мы это в полной мере ощутили при резком снижении цен на нефть в конце 1998 - начале 1999 года, вызванном мировым экономическим кризисом.

В этот период пострадали многие нефтедобывающие государства. Это показывает отрицательную сторону высокой зависимости национальных экономик от нефтяного фактора. Мы в полной мере осознаем данный фактор и стремимся не допустить развития "голландской болезни", которая ведет к усилению сырьевого характера экономики.

Поэтому энергоресурсам - наряду с другими минерально-сырьевыми ресурсами - предназначена роль катализатора экономического развития Казахстана. Доходы от продажи нефти должны пойти в первую очередь на модернизацию и диверсификацию производств, расширение транспортно-транзитного потенциала, техническое совершенствование производственных фондов, развитие человеческого капитала нашей страны.

Вывод очевиден: в преддверие большой нефти мы должны создать эффективную и прозрачную систему управления этой отраслью.

- Как относится Астана к строительству нефтепровода Баку-Джейхан? В Баку утверждают, что в основном этот трубопровод будет наполнен благодаря казахстанской нефти. Каким проектам намерен Казахстан отдать предпочтение: "северному" маршруту - по территории России, в частности Каспийскому трубопроводному консорциуму и ныне действующим российским нефтепроводам, или маршруту Баку-Джейхан, поддерживаемому США?

- По-моему, Виталий Товиевич, вы уже спрашивали меня об этом в прошлый раз, в октябре. Здесь нас интересует практическая, а не политическая сторона вопроса. Казахстану нужно как можно быстрее и выгоднее начать транспортировку своей нефти на мировые рынки.

Сегодня такую возможность дает КТК, строительство которого, к великому сожалению, тормозилось более трех лет именно российской стороной.

КТК будет развивать экономическое сотрудничество Казахстана и России, если хотите, как и Байконур, станет символом незыблемого партнерства наших государств.

Во-вторых, из потенциальных маршрутов транспортировки казахстанской нефти КТК единственный, который уже строится Наши нефтяные компании его ждут - не дождутся, чтобы увеличить объемы добычи нефти. По расчетам, на ближайшие 10 лет нефтепроводы КТК и Атырау-Самара полностью покроют наши экспортные потребности.

В то же время мы в ближайшие месяцы ожидаем результатов бурения на Каспийском шельфе, которое, надеемся, даст новые большие объемы нефти. Вот тогда потребуются кроме КТК новые маршруты транспортировки. Было бы противоестественно, если бы мы стали ограничивать свои возможности. Поэтому Казахстан подписал соглашение о нефтепроводе в Китай, подключился к проекту Баку-Джейхан, поддерживает идею об иранском маршруте.

На мой взгляд, вопрос о магистральном, как его называют американцы, трубопроводе Баку-Джейхан излишне политизирован. Это влияет на всю ситуацию вокруг Каспийского региона... Можно подумать, что строится не сугубо гражданский объект, как нефтепровод, а нечто такое, что смещает "границу добра и зла".

Проект трубопровода из Каспийского региона в Средиземноморье - давно не новость, он уже имеет пятилетнюю историю переговоров и коллективного согласования. Разговоры могут продлиться еще столько же. Может быть, российским нефтяникам стоило бы преодолеть предубеждения и принять участие в этом проекте? Ведь по этому маршруту, через Казахстан, могла бы пойти и российская нефть.

- Как вы считаете, удалось ли Казахстану найти свое место на мировой арене? Какова роль Казахстана в мировой политике и какие факторы определяют внешнюю политику Астаны?

- Наш главный и неизменный приоритет - укрепление независимости, суверенитета, государственности. Все наши шаги на внешней арене подчинены этой задаче. Вопрос в том, какими средствами ее достигать.

За прошедшие годы мы проделали огромный путь от республики в составе СССР до суверенного государства, признанного большинством стран мира. Казахстан сегодня участник многих международных организаций, таких, как ООН, ОБСЕ. Мы заслужили репутацию миролюбивого и ответственного государства, что позволяет нам выступать с актуальными внешнеполитическими инициативами.

Казахстан стал инициатором создания континентальной системы безопасности, выдвинув идею созыва Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии. Она находится в процессе реализации, встречая все большую поддержку со стороны других азиатских стран.

Казахстан является активным участником "шанхайского процесса", содействующего укреплению военно-политического доверия в огромном регионе. В глобальном плане он способствует формированию нового мирового порядка, который должен заменить прежнюю конфронтационную систему биполярного мира.

Интересам Казахстана отвечает создание многополюсной системы, основанной на прочном фундаменте международного права и укрепления институтов многосторонней дипломатии. Поэтому мы выступаем за всемерное усиление роли Организации Объединенных Наций.

- Вернемся к Евразийскому союзу. Как в настоящее время оцениваете вашу идею и нынешние перспективы ее реализации?

- Я не отказываюсь от этой идеи. Невозможно, оставаясь на почве реализма, игнорировать психологию миллионов людей, не желающих отказываться от наработанных за века ценностей общего культурного и духовного взаимодействия. Нельзя попросту отбросить тот фактор, что на протяжении всей истории на нашей общей территории сложился особый цивилизационный тип, отмеченный схожестью духовности, восприятия, ментальности, опыта.

Наше прочтение евразийства исключает конъюнктурные геополитические колебания и учитывает глубинную логику истории. Мы исходим из культурно-исторической близости наших народов.

Сегодня мировое развитие определяется интеграционными процессами. Кто останется на обочине этих процессов, тот отстанет во всем. Европейцы, поняв это, смогли подняться над старыми обидами и поставили во главу угла принципы единства. Именно такое объединение я имел в виду. Аналогичные процессы происходят в Азиатско-Тихоокеанском регионе, уверенно выдвигающемся вперед в экономике.

Я уверен, что в будущем мы вернемся к идее Евразийского союза государств. Нынешний период - не время одиночек, и альтернативы объединению на евразийском пространстве нет. Я считал, что этот процесс могли бы начать именно страны СНГ. Прошло время ссылок на "переходные периоды". Новые вызовы и угрозы в виде международного терроризма, религиозного экстремизма, транзита наркотиков, налагаясь на нерешенные за десятилетие экономические, социальные, экологические проблемы, вновь показывают нам, сколь непродуктивна и близорука наша разобщенность.

К сожалению, пока у нас все происходит по Салтыкову-Щедрину: "Нет, видно, есть в божьем мире уголки, где все времена - переходные".

- Вы пригласили первого президента России Бориса Ельцина посетить Казахстан. Что это может быть за визит, в каких формах и когда он пройдет? Как вы сейчас рассматриваете личность Бориса Ельцина?

- Да, я пригласил Бориса Николаевича посетить нашу страну в удобное для него время. Он мой личный друг, я всегда буду рад встрече с ним. Что касается сроков визита, то, я думаю, что Борис Николаевич вправе сам их определить.

Считаю, что своей добровольной отставкой Борис Ельцин доказал, что остается политиком большого масштаба. Для России чрезвычайно важен пример передачи власти с сохранением преемственности политического курса. Я полагаю, что Ельцин еще найдет в себе силы быть полезным для своего Отечества.

Благодарен вам за вопрос о первом президенте России еще и по следующей причине. Все эти годы я общался с Борисом Николаевичем и в официальной, и в неофициальной обстановке, и мне очень хорошо известны как деловые, так и человеческие его качества. Сегодня я имею моральное право сказать о том, что не всегда было удобно говорить о действующем президенте.

Многие обвиняли Ельцина в своеволии и даже жестокости. На самом деле это человек очень эмоциональный и, главное, остро переживающий за все, что происходило и происходит в России.

Мне запомнился один момент. В марте 1997 года мы вручали Борису Николаевичу высшую награду Республики Казахстан - орден "Алтын Кыран". Борис Николаевич, переживший сложную операцию, сказал мне, что в этот момент у него даже сердце перестало болеть, почувствовав тепло, принесенное из Казахстана, и то, что вручает этот орден человек, искренне дружески расположенный.

Я думаю, что все президенты стран СНГ согласятся со мной в том, что наше взаимодействие с Борисом Ельциным было очень конструктивным и эффективным. Он всегда прислушивался к мнению каждого из нас, и во многом благодаря его политическому такту Содружество не развалилось в самый тяжелый период.

А вообще для всех нас современная Россия и ее политическое руководство преподносят великий урок - впервые в национальной истории руководитель государства при жизни оставляет свой пост, сохраняя достоинство и уважение со стороны общества. Наверное, всем нам надо избавляться от привычки говорить добрые слова только об умерших. И я с удовольствием использую предоставленную вами возможность сказать о своем друге Борисе Ельцине то, чего он достоин.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2045
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1311
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
972
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1278

Другие новости