Рисунок Вадима Мисюка |
КАК СТАЛО известно "НГ" из достоверных источников в Минске, окруженная некоей завесой таинственности поездка председателя Центробанка РФ Виктора Геращенко в столицу союзной Белоруссии закончилась достижением предварительной договоренности о том, что в течение трех - пяти лет денежные системы двух государств соединятся. Причем, по достоверным данным, произойти это должно в два этапа: на первом, предположительно до 2003 года, продолжится в ускоренном режиме адаптация белорусского финансового рынка к российским условиям; на втором же этапе белорусская денежная единица будет замещена российской. Детали, естественно, держатся в секрете, да и документов никаких не подписано.
Обращает на себя внимание ряд предшествовавших поездке Геращенко заявлений белорусского руководства о том, что Минск на переговорах будет придерживаться положений Союзного договора о необходимости в полном объеме сохранить суверенитет Белоруссии. Это подразумевает, по мнению Александра Лукашенко, и сохранение, в случае объединения финансовых систем, двух эмиссионных центров. Вряд ли в Минске не понимают, что переговоры с таких позиций с Москвой вестись не могут - именно требование бывших союзных республик о собственных эмиссионных центрах стало в свое время одной из важнейших причин отказа России от сохранения рублевой зоны в СНГ. Но если понимают и тем не менее идут на переговоры, значит, условия для компромисса сохраняются, и жесткие заявления не более чем дымовая завеса от оппозиционно настроенной по отношению к объединению с Россией части населения Белоруссии.
Дело в том, что, каким бы патриотичным и мудрым ни выглядело намерение Москвы и Минска воссоздать единое государство на основе равноправия, разница между экономиками двух стран ставит под сомнение реалистичность подобных намерений. Слишком велики различия в стартовых условиях накануне образования союза между двумя государствами. Российская экономика явно стремится к стабильному развитию, с низкой инфляцией и увеличением реальных доходов населения, а экономика Белоруссии все больше страдает от увеличения темпов инфляции.
Не случайно многие финансисты полагают, что с экономической точки зрения воссоединение России и Белоруссии пойдет скорее не по пути равноправного союза, а больше будет напоминать поглощение крупной компанией более мелкого конкурента.
Собственно говоря, вчерашние переговоры это и доказали. Какими бы сильными ни были претензии Белоруссии на равноправие, российская сторона никогда бы не пошла на создание двух эмиссионных центров в союзном государстве - это могло привести к утрате контроля над финансовой системой и вызвать негативные процессы, прежде всего, разгон инфляции уже в России. Наше правительство, только-только выведшее страну на траекторию экономического роста, не может себе этого позволить.
Мало того, судя по тем тенденциям, которые в настоящее время наблюдаются на белорусском рынке, Минск с самого начала, несмотря на все публичные заявления своего руководства, шел на выполнение требований Москвы. Напомним, что стороны уже успели обозначить те показатели, которых необходимо добиться Белоруссии. И первым из них была необходимость введения конвертируемости белорусского "зайчика". Минувшей осенью Минск конвертировал свою валюту в два этапа, причем ее курс при этом снизился по отношению к российскому рублю более чем в два раза.
В ближайший год-два Белоруссии предстоит "подтащить" еще ряд макроэкономических показателей для того, чтобы объединить свою экономику с российской. И прежде всего Минску необходимо резко снизить уровень инфляции.
По итогам 1999 г. темпы инфляции в Белоруссии составили около 11% в месяц. Это более чем в 4 раза выше, чем в России (и в два раза выше, чем было заложено в белорусском бюджете). Вызывает опасение и ставка рефинансирования, установленная Национальным банком Белоруссии. Только за 1999 г. она выросла с 48% до 120%. Причем только в текущем году белорусские власти повышали ее трижды. Сейчас она составляет 175%. В России до такого уровня она не повышалась уже очень давно. Даже накануне кризиса августа 1998 г. она была ниже. Сейчас же ставка рефинансирования в России составляет 45%.
В результате белорусская промышленность сейчас не может получать необходимые кредиты от коммерческих банков, средства которых идут на долговой рынок.
Есть вопросы у российских правительственных чиновников и к размеру дефицита бюджета Белоруссии, и к другим макроэкономическим показателям. Не случайно эксперты Министерства финансов относят возможное объединение двух экономик только на 2005 г.
Впрочем, есть и положительные моменты в объединении, что помогает сближению позиций. И прежде всего они связаны с транспортировкой сырьевых ресурсов на Запад. В отличие от Украины, экономическое положение которой плохо настолько, что отказаться от воровства российского газа она просто не в состоянии, Белоруссия прекрасно понимает: статус надежного транспортировщика российских энергоносителей может оказать ей куда более надежную финансовую поддержку. Не случайно отечественные компании сегодня всерьез рассматривают возможности переориентации своих транзитных потоков в пользу Белоруссии.
"Газпром", недовольный систематическими исчезновениями на территории Украины своей продукции, еще прошлой осенью запустил первую ветку проекта "Ямал - Европа" через Белоруссию. При этом сегодня обсуждается возможность расширения пропускной способности этой магистрали. Энергетики, которые, быть может, и рады были бы пустить свой экспорт по территории Украины, вынуждены опять-таки связывать свои проекты с Белоруссией, которая работает с Россией в параллельном режиме практически без сбоев. Нефтяников, равно как и их коллег по топливно-энергетическому бизнесу, не устраивает низкий уровень платежей, а также нечестная тарифная политика Киева.
Как бы то ни было, но неравенство двух экономик налицо. И Россия, видимо, будет использовать эти диспропорции для того, чтобы отстоять свою позицию на переговорах с Минском. Как сообщают близкие к российскому правительству источники "НГ", именно такую позицию занял и.о. президента России Владимир Путин.