ЗРИМЫМ подтверждением того, что Туркмения и ее лидер не остаются вне зоны пристального внимания мировых держав, стали поздравления, полученные Сапармуратом Ниязовым в связи с его 60-летним юбилеем. И если Билл Клинтон прислал приветственное послание по этому поводу еще за неделю до события, то Владимир Путин не ограничился телеграммой. В день юбилея Туркменбаши и.о. российского президента позвонил в Ашхабад и поздравил туркменского руководителя с днем рождения и национальным праздником - Государственного флага.
Как сообщили в пресс-службе главы Туркмении, разговор получился очень теплым и доверительным. Владимир Путин подчеркнул, что Туркменистан был и остается для России важным партнером, отношения с которым строятся на принципах полного равенства, взаимного уважения и учета интересов обеих стран. Он высоко оценил проводимую Туркменистаном политику нейтралитета.
В ходе телефонного разговора была достигнута договоренность о том, что смешанная туркмено-российская межправительственная комиссия приступит к выработке долгосрочного плана партнерства в торгово-экономической сфере. Формально новая программа должна прийти на смену действующему сейчас вплоть до мая текущего года межправительственному соглашению об основных принципах и направлениях экономического сотрудничества. Однако ни для кого не секрет, что данный документ фактически прекратил свое действие после того, как туркменский газ перестал транспортироваться через российские трубопроводы.
Разумеется, вопросы возобновившегося с января газового партнерства России и Туркмении были в центре внимания в ходе телефонной беседы Путина с Ниязовым. Тем более что сам звонок в кабинете Дворца Туркменбаши раздался как раз в тот момент, когда его хозяин вел закрытые переговоры с главой РАО "Газпром" Ремом Вяхиревым. Последний прибыл в Ашхабад не только для того, чтобы поздравить туркменского лидера с юбилеем. Вяхирев привез проект соглашения, в соответствии с которым Россия обязывалась бы закупать у Ашхабада голубое топливо в объеме 50 млрд. куб. м ежегодно в течение 30 лет.
Ниязов не стал в минувшую субботу подписывать этот документ скорее всего не только из-за сохраняющихся разногласий по стоимости этой огромной "газовой реки". Видимо, туркменский лидер считает, что столь масштабное соглашение должно подписываться если не на уровне глав государств, то обязательно в их присутствии. Не случайно Владимир Путин и Сапармурат Ниязов договорились, что подготовительная работа по созданию программы стратегического партнерства между двумя странами в нефтегазовой отрасли будет завершена до 25 марта с.г., а в дальнейшем она будет вынесена на рассмотрение на высшем уровне.
Сапармурат Ниязов пригласил Владимира Путина посетить Туркмению в удобные для него сроки. Приглашение было с благодарностью принято, такой визит предполагается в ближайшее время. Не исключено, что в случае избрания на пост президента, первый зарубежный вояж нынешнего и.о. будет именно в Ашхабад. Во всяком случае, в туркменском руководстве об этом говорят как о согласованном факте.
Как бы то ни было, экономические отношения между Москвой и Ашхабадом, наконец-то сдвинувшиеся с мертвой точки после заключения контракта на закупки "Газпромом" 20 млрд. куб. м туркменского топлива, ожидает серьезный прорыв.
Ашхабад