ОФИЦИАЛЬНЫЙ Баку с энтузиазмом комментирует итоги завершившегося визита в США президента Гейдара Алиева. Сообщается, что в ходе пребывания азербайджанской делегации в Вашингтоне были обсуждены многие вопросы, связанные с дальнейшим развитием двусторонних отношений, а также проблемы мирного урегулирования армяно-азербайджанского противостояния в Карабахе, совместного освоения энергоресурсов Каспия. В этой связи Гейдар Алиев, в частности, отметил, что весьма проблематичный вопрос финансирования проекта нефтепровода Баку-Джейхан "практически решен". Об этом он заявил после 45-минутной встречи с Биллом Клинтоном. Однако, как выяснилось, эта проблема в беседе двух президентов даже не затрагивалась. По словам азербайджанского руководителя, "не было необходимости обсуждать подобные детали". Поэтому неясно, когда и каким образом нашли свое разрешение "детали", имеющие абсолютно принципиальное значение для будущего этого проекта. Несколько удивляет высказывание президента Азербайджана о том, что проект Баку-Джейхан будет финансироваться "консорциумом европейских и американских компаний, которые уже имеют инвестиции в азербайджанской экономике". Напомним, что практически единственным серьезным участником пресловутого "нефтяного консорциума" на сегодня остается российский "ЛУКОЙЛ".
Гейдар Алиев полагает, что сегодня у Баку с Москвой существуют "нормальные" отношения. В то же время азербайджанско-американские взаимосвязи он назвал "партнерскими и союзническими". Нормальными Алиев называет и контакты с Ираном, хотя считает, что они "могли бы быть и лучше". Между тем взаимоотношения с Турцией и Грузией у Азербайджана "блестящие и очень близкие". С Арменией, разумеется, сохраняется противостояние из-за нерешенности проблемы Нагорного Карабаха, что, по словам Гейдара Алиева, "отравляет атмосферу и препятствует развитию сотрудничества во всем регионе". В этой связи президент Азербайджана надеется, что конфликт удастся урегулировать уже в течение нынешнего года, для чего, правда, потребуются активизация усилий сопредседателей Минской группы ОБСЕ и поддержание ведущегося ныне двустороннего диалога с Робертом Кочаряном.
При всем том президент Азербайджана "выразил сожаление" в связи с сохранением в Армении российского военного присутствия. Уже в Вашингтоне Гейдар Алиев узнал, что Ереван заключил военный союз также и с Минском. По его мнению, это "чревато милитаризацией Южного Кавказа". Вместе с тем азербайджанский руководитель не стал отрицать, что его страна желала бы стать членом НАТО. В ближайшей перспективе Баку намерен активизировать сотрудничество с альянсом в рамках Североатлантической ассамблеи и программы "Партнерство ради мира". Настойчивое стремление Азербайджана стать членом НАТО уже давно не камуфлируется. Однако до сих пор официальный Баку не ответил на вполне закономерный вопрос: почему российско-армянский военно-политический союз угрожает милитаризацией Закавказья, а последовательный дрейф Азербайджана в сторону Запада, особенно его военных структур, подается в качестве едва ли не миротворческого процесса, способного ускорить достижение стабильности в регионе?
Отвечая на вопросы присутствовавших в институтской аудитории чеченцев, Гейдар Алиев заявил, что обсуждению ситуации на Северном Кавказе в ходе его визита было уделено большое внимание. Президент Азербайджана сказал, что его страна "против любых проявлений сепаратизма, терроризма и преступности", и добавил, что "территория Чечни принадлежит России". При этом "к чеченскому народу мы относимся с огромной симпатией и уважением".