Это пока не эвакуация. Но Киев хотел бы видеть российских моряков навсегда уходящими из Севастополя. Фото Андрея Никольского (НГ-фото) |
КАБИНЕТ министров Украины 24 января возобновил действие собственного постановления # 863 от 19 мая прошлого года, регламентирующего "Порядок пересечения государственной границы военнослужащими, военными кораблями (судами обеспечения) и летательными аппаратами Черноморского флота РФ".
Интересно, что введенный было в минувшем году "Порядок...", немедленно вызвавший неодобрение Кремля и соответствующую реакцию российских средств массовой информации, был "заморожен" сразу после телефонного разговора тогдашнего российского премьера Сергея Степашина с президентом Украины. Однако недавний кабминовский реванш позволяет теперь уверенно говорить о том, что сегодня украинский истеблишмент ситуацию вокруг Черноморского флота, да и вообще российско-украинские отношения в целом расценивает уже несколько иначе.
28 января Киев принимал генерального секретаря НАТО сэра Джорджа Робертсона. Это был первый официальный визит на Украину нового главы Североатлантического альянса. Свое исключительное внимание к потенциальному "самостоятельному участнику европейской системы коллективной безопасности" сэр Робертсон продекларировал заранее в новогоднем обращении к украинскому народу - единственному этносу постсоветского пространства, удостоившемуся личного внимания руководства блока. Кстати, совсем недавно довольно своеобразно восточного союзника "похвалила" и госсекретарь США Мадлен Олбрайт, назвав Украину "одной из четырех ключевых демократий" наряду с Колумбией, Нигерией и Индонезией, как раз известных своими "высокими достижениями" в узких областях наркобизнеса, повальной коррупции и политической нестабильности.
8 февраля на берегах Днепра появился второй натовский посланец - Верховный главнокомандующий объединенными силами НАТО в Европе генерал Уэсли Кларк. Он вновь продемонстрировал неослабевающее внимание альянса к своему восточному партнеру. А 1-2 марта у киевлян просто в глазах зарябит от разнообразия чужестранной военной формы - в историческом центре славянской государственности состоится заседание Совета НАТО, которое впервые пройдет за пределами границ 19 стран-участниц. На этом фоне Украина блестяще сыграла роль добросовестного сателлита, который оперативно заявил о готовности контролировать каждый шаг размещенного на своей территории российского Черноморского флота. К чести натовских экспертов, в Брюсселе нисколько не ошиблись, избрав именно Украину адептом своей экспансионистской политики в Восточной Европе.
Национальные масс-медиа уже представляют январское постановление Кабмина # 120, которое с рядом более мягких формулировок и поправок возобновляет действие прошлогоднего постановления # 863, как "благо" для ЧФ, а также вполне оправданную "попытку навести элементарный порядок в собственном доме, где квартирует российский флот". Между тем сам "квартирант" и источник "беспорядка" расценивает документ как попытку посадить Черноморский флот на, может быть, и длинный, но все-таки поводок. По мнению черноморцев, постановление является односторонним актом, принятым в дополнение к подписанным ранее базовым двусторонним соглашениям по ЧФ.
Контролирующий характер документа стал просто уведомительным. Кроме того, обязывая командование российского ЧФ не менее чем за 72 часа направлять через штаб ВМСУ в Генштаб Вооруженных сил Украины уведомление о планируемом пересечении госграницы, украинский Кабмин оставляет возможность черноморцам посягать на свой кордон в "экстренных случаях" с обязательным предупреждением об этом "всего" за 1 час. В новой редакции также отсутствуют пункты о необходимости предоставления данных о вооружении и боеприпасах кораблей или самолетов ЧФ, пересекающих госграницу, и праве государственных контролирующих органов Украины эти корабли и самолеты осматривать. Однако от подобных "послаблений" на Черноморском флоте почему-то особой эйфории не испытывают. По словам одного из офицеров штаба ЧФ, пресловутое постановление является не чем иным, как "обставленной красивыми декорациями попыткой Украины застолбить за собой исключительное право устанавливать временные нормативы для Черноморского флота".
Спустя некоторое время украинский Кабмин своим очередным постановлением вполне может увеличить эти нормативы до показателей, удобных НАТО. Конечно, установить полный контроль над крупной иностранной военной группировкой, коей является ЧФ, Украине с ее североатлантическими покровителями вряд ли удастся. Но навешать на каждом морском и воздушном перекрестке ограничительных знаков, расставить регулировщиков - это ей вполне по силам. Тем более что такой подход полностью укладывается в концепцию, изложенную секретарем Совета национальной безопасности и обороны Украины Евгением Марчуком: "Сосуществование двух военных структур - Украины и России - на небольшом пятачке территории так или иначе будет продуцировать для нас немало элементов, иногда опасных, которые нужно просчитывать и решать заблаговременно". Судя по всему, новый "Порядок..." как раз одним из таких заблаговременных шагов и является.
Наиболее наглядной современной иллюстрацией сегодняшней позиции Украины в отношении Черноморского флота можно назвать также и ситуацию, сложившуюся вокруг обновления авиации ЧФ. Согласившись на передислокацию в Крым одиннадцати бомбардировщиков Су-24М, официальный Киев намеренно оставляет открытым вопрос о перелете еще одиннадцати оставшихся в Анапе крылатых машин. В результате в его руках остается дополнительный рычаг воздействия на "партнера". Более того, заявляя о возможности бомбардировщиков ЧФ нести ядерное оружие, украинская сторона, таким образом, заявляет и о своих сомнениях по поводу дееспособности пятого пункта соглашения о статусе и условиях пребывания Черноморского флота на территории Украины. В этом пункте российская сторона обязуется не иметь ядерного оружия в составе ЧФ, находящегося на территории Украины. Однако в последнее время в отношении Су-24М, как, впрочем, и в ряде других случаев, Киев разговаривает с Москвой не иначе, как с потенциальной нарушительницей всех подписанных ранее договоренностей.
Логика всех сегодняшних шагов Украины в отношении ЧФ России следует четкой и чрезвычайно простой формуле, выведенной киевскими экспертами российско-украинского переговорного процесса: "Конечной целью временного пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины является его полный вывод с территории Украины". В этом - суть всего происходящего.
Приладив часовой механизм к полосатому пограничному шлагбауму, отныне предвзято реагирующему на каждый корабль и самолет Черноморского флота, авторы кабминовского постановления преподнесли российским морякам своеобразного "троянского коня", скрытая начинка которого еще проявит свою опасную сущность.